Актриса Киевского академического театра кукол считает себя счастливым человеком, потому что всю жизнь занимается любимым делом, а еще дарит радость детям, впервые знакомя малышей с волшебным миром театральной сказки.
Впрочем, после успешного окончания студии при Театре им. И. Франко Антонина Чуркина мечтала о большой драматической сцене, и встреча с тогдашним главным режиссером Театра кукол Михаилом Рудиным радикально изменила ее планы. Он предложил молодой актрисе работать в его театре, убедительно доказав, что это такой вид искусства, который позволяет полностью раскрыть актерские способности. Ведь процесс оживления куклы — уникальное искусство, позволяющее, казалось бы, неодушевленному образу приобрести необычайную привлекательность и способность воздействовать на зрителя так же, как актер драматического театра.
И началась творческая жизнь пани Антонины в спектаклях Театра кукол. Сначала она присматривалась, как работали ее старшие коллеги-актеры. Постепенно овладевала профессией кукольника. На ширме грустили, смеялись и даже плакали куклы, чья жизнь сразу же находила отклик у зрителей. Им верили! Кукла, которая в своей основе может воспроизвести суть характера, зерно образа, психологическую доминанту, — на ширме творила чудеса! Неужели и она так сможет? Чуркина увлеклась интересной и одновременно тяжелой работой по усвоению методов управления куклами всех основных систем (петрушечные, марионетки, тростниковые, планшетные и т. д.). Ее начали вводить в спектакли текущего репертуара, где актриса, сохраняя общий рисунок предложенной роли, вносила свое понимание, свое виденье исполняемого персонажа. Щедро наделенная острым умом и юмором, актриса удачно использует их таким образом, чтобы значительно расширить рамки предложенного характера.
Например, ее Мачеха («Золушка» Шарль Перро) в течение представления меняет свои маски: с дочерьми — это заботливая мама, с Золушкой — сама строгость и ротационность, а с Королем — удивительный женский шарм и усердие. И совсем другими красками рисует актриса свою Мать Аладдина («Волшебная лампа Аладдина», Н. Гернет). Это воплощение мудрости и глубокого ума, что и позволяет героине жить по высоким принципам народной морали. Кульминацией роли стала сцена во дворце, куда Мать приходит сватать своего сына за принцессу Будур. Какое достоинство! Какой сокрушительный юмор! Ее кукла в своей пластике напоминает скульптуру, настолько выразительно и значимо каждое ее движение, жест, взгляд.
Нужно отметить, что каждая роль Антонины Чуркиной, какой бы не была она по объему (большой или эпизодической), украшает представление и поднимает градус его звучания. Событиями на творческом пути актрисы и в театре стали такие блиц-роли, как Краснокожий («Питер Пен» Е. Огороднего по Д. Барри) и Лягушка («Дюймовочка» Б. Заходера, В. Климовского). Таких острохарактерных ролей у актрисы немало и каждая из них убеждает и поражает остротой характера и чрезвычайно выразительной пластичной формой.
Ее последняя работа — Явдоха Филипповна, мама Прони («За двумя зайцами» М. Старицкого). Этот спектакль для взрослых стал своеобразным экзаменом на творческую зрелость и коллектива, и актрисы. Можно уверенно сказать — эта роль стала творческой победой Чуркиной. Этот персонаж, как и ее муж — сельского происхождения. Однако они живут в столице и поэтому пытаются стать полноправными городскими жителями. И вовсе не образовательными и духовными средствами! Так, Явдоха Филипповна уговорила свою дочь Проню посещать «пенсион», чтобы она, вооружившись соответствующими манерами, имела возможность выйти замуж за городского, тогда — даст Бог! — и жить будут «по-городскому». Опытная актриса, не уменьшая комедийной основы характера, играет вторым планом внутреннюю драму женщины, живущей надеждой на то, что ее дочь, став замужней, будет жить лучше, чем она. Внешне лучше! Таково ее понимание счастья. В финальной сцене-разоблачении Голохвастого актриса достигает высот трагедии...
Свой юбилей актриса-кукольник Антонина Чуркина встречает с оптимизмом, ожидая новых и интересных ролей.