Редко когда декларация об имущественном состоянии депутата Верховной Рады становится научной сенсацией. Однако недавно случился именно такой случай. Несколько дней назад была обнародована декларация об имущественном состоянии депутата Верховной Рады Виктора Медведчука, и в ней было упомянуто: «фрагмент Библии Гуттенберга, 1455 год». Мировое сообщество отреагировало практически мгновенно. Руководитель Института мировой литературы и печатных медиа при университете имени Гуттенберга в Майнце Штефан Фюссель в беседе с Deutsche Welle выразил надежду, что информация об этом фрагменте будет обнародована, а его фото будет предоставлено ученым, чтобы те смогли идентифицировать, к какой именно книге принадлежит этот фрагмент.
Чем важна Библия Гуттенберга? И какие выводы можно сделать из этой ситуации?
СИМВОЛИЧЕСКАЯ КНИГА ДЛЯ ВСЕЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В первую очередь нужно понимать, что Библия Гуттенберга — это не только книга, которой свыше 550 лет. Хоть это не первая инкунабула (книжка, памфлет или односторонний оттиск, напечатанный в Европе с начала книгопечатания и до 1 января 1501 года), однако именно ее считают точкой отсчета истории книгопечатания в Европе. А следовательно, Библия Гуттенберга — это символическая книга для всей западной цивилизации. От высказывания «революция Гуттенберга» (книгопечатание) до труда «Галактика Гуттенберга: становление человека печатной книги» канадского литературоведа, социолога, культуролога Маршалла Мак-Люэна — этот образ присутствует в европейском культурном пространстве уже в течение нескольких веков.
Использование Гуттенбергом в 1450 году способа книгопечатания подвижными буквами навсегда изменило создание книг и распространение знаний. Западные ученые оценивают вклад Гуттенберга как таковой, что сыграл ключевую роль в развитии эпох Ренессанса, Реформации, Просветительства, научной революции и заложил основу для распространения знаний не только среди наиболее зажиточных слоев населения, но и среди широкой аудитории. Таким «историческим символическим капиталом» владеет Библия Гуттенберга.
Как считают ученые, в целом было создано около 180 экземпляров книги. Важно заметить, что печать в этом случае вовсе не означает тождественность этих экземпляров. В частности, известно, что хоть большинство из них было напечатано на высококачественной итальянской бумаге, часть из них была издана на пергаменте (соответственно они стоили дороже). Кроме того, в части книг печатным является не только текст, но и рубрикация (упрощенно говоря, заглавия, которые выделялись красным цветом и показывали, где завершалась одна часть текста и начиналась другая). Впоследствии Гуттенберг отказался от этой идеи, и рубрикация осуществлялась вручную (даже сохранились пособия для рубрикаторов, которые должны были выполнять эту работу). Но главное отличие заключается даже не в этом. Широкие берега (поля) книги вмещают иллюстрации, созданные мастерами вручную. Считается, что качество иллюстраций зависело от финансового положения покупателя, поэтому некоторые из экземпляров так и остались неиллюстрированными. Именно поэтому каждый найденный фрагмент или Библия Гуттенберга полностью — особенная и имеет особенное культурное значение.
КАК ПО-РАЗНОМУ МОЖНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ КУЛЬТУРНЫМ СОКРОВИЩЕМ
Соответственно, и денежная ценность таких фрагментов является очень значительной. Например, в 1978 году Библия Гуттенберга (полностью) была продана за 2.2 миллиона долларов. Существуют данные, что цена за фрагмент достигает от 50 до 150 тысяч долларов, в зависимости от разных факторов, в частности и качества сохранения страниц. Поэтому это действительно очень выгодная «финансовая инвестиция». В то же время главный вопрос заключается в том, как ею распоряжаться. Например, Британская библиотека на странице собственного сайта «Сокровища полностью. Библия Гуттенберга» (Treasures in full. Gutenberg Bible) разместила оцифрованную версию Библии, чтобы сделать ее доступной каждому, потому что, очевидно, понимает, что физически книга может принадлежать кому-либо, но ее культурная ценность — это достояние всего человечества. Это и является европейским принципом. Как отметил Штефан Фюссель в комментарии для DW: «Для нас не так важно, где сохраняется книга. Для нас более важное, что она сохраняется в хороших условиях и сама книга — хотя бы и в цифровом формате — доступна для изучения».
Но то, что Виктор Медведчук не ответил на многочисленные запросы DW и что до сих пор неизвестно, будут ли предоставлены научному сообществу хотя бы фотографии этого редкого и невероятно важного фрагмента, можно считать симптоматическим для Украины. Ведь еще в 1954 году Юрий Шевелев в статье «Москва, Маросейка» дал название этой проблеме — провинциализм. Можно только догадываться, сколько еще культурных сокровищ мирового значения остаются известными только для коллекционеров и их знакомых.