О том, что Московский кинофестиваль, входящий в пятерку самых крупных мировых кинофорумов, раньше больше был озабочен приездом звезд и церемониями открытия и закрытия, между которыми «было, что Бог послал», публично объявил президент ММКФ Никита Михалков. И пообещал, что отныне главной заботой опекаемого им Фестиваля будет его программа.
Церемония открытия нынешнего ММКФ и в самом деле была скромной и, что самое главное, короткой. Менее чем за полчаса на сцену кинотеатра «Пушкинский», где по традиции стартует и прощается со своими участниками и гостями этот международный праздник кино, успели выйти и выступить китайские артисты, Никита Михалков, жюри главной конкурсной программы. В этот раз не было Юрия Лужкова, который ежегодно, прежде чем щелкнуть киношной хлопушкой (с этого момента Фестиваль объявляется открытым), торжественно обещает со сцены начать строительство фестивального комплекса. Но Никита Сергеевич, даже в отсутствие московского мэра, все равно вспомнил об этом обещании. И объявил, что XXVIII ММКФ, разместившись в этом году в располагающем девятью залами мультиплексе «Октябрь», репетирует будущий переезд в давно ожидаемый фестивальный центр. Нет сомнения, что он будет построен. Гарантия тому — проснувшаяся у России огромная амбиция «великой кинодержавы», как охарактеризовал нашу северную соседку работающий во Франции польский кинорежиссер Анджей Жулавский (после скандального отказа Михаэля Ханеке возглавить жюри, он взял на себя роль главного фестивального арбитра).
Остальные же члены жюри — режиссер Алексей Учитель (Россия), актер Реми Жирар (Канада), киновед Пьер-Анри Деле (Франция), актриса Джулия Кристи (США) — скромно промолчали. Китайцы же сыграли на национальном струнном инструменте что-то китайское, переходящее в русские «Подмосковные вечера», и совершили загадочные церемониальные телодвижения.
Благодарный за такое блиц- открытие народ вывалился из душного зала на не менее душную улицу, потусовался, покурил и пошел смотреть припасенный к данному торжественному случаю китайский фильм «Клятва». Собственно, этим обстоятельством и было вызвано появление на сцене «Пушкинского» артистов из Поднебесной. Хотя при желании в самом факте такого активного присутствия Китая на открытии ММКФ можно усмотреть и некое пророчество судьбы. Россия, накапливая нефтедоллары и прочие тленные богатства этого мира, забыла о том, что главным достоянием всякой страны являются люди. Теперь страна стоит на краю демографической катастрофы, в то время, как среди очень плодовитых китайцев распространено мнение, что Сибирь — это их утраченные земли.
О Стране снегов, где жили гордые узкоглазые люди, речь идет в «Клятве» китайского режиссера Чена Кайге, получившего в Каннах в 1993 году «Золотую пальмовую ветвь» за эпический шедевр «Прощай, моя наложница». Теперь из рук Никиты Михалкова он получил Георгия Победоносца «за вклад в мировой кинематограф».
Впрочем, никакой явной политической подоплеки в фильме, открывшем XXVIII ММКФ, нет. Он является ладно скроенной по голливудскому образцу сказкой для взрослых. Правда, в отличие от Голливуда, наскучившего своими однообразными блокбастерами, история борьбы за обладание Прекрасной Принцессой выглядит не скучной благодаря всегда востребованной публикой восточной экзотике и доступно изложенной мудрости Поднебесной (одна из главных философских сентенций картины — «тот, кто боится, становится рабом»). В конце концов, у актеров просто другие лица и другие реакции, что для всегда ищущего новизны ума, также представляется привлекательным.
В свою киносказку Чен Кайге упаковал адаптированную для масс, привыкших поедать в мерцающих светом экрана кинозалах поп-корн, сложную философскую дилемму: обладаем ли мы своей собственной волей или же обречены быть беспомощными пешками в руках судьбы?
Конкурсная же программа нынешнего ММКФ стартовала франко-итальянской картиной «Сколько ты стоишь?» Очертания сюжета ленты Бертрана Блие, как можно догадаться, заключены уже в ее названии. Выигравший в лотерею несколько миллионов евро скромный «труженик офиса» Франсуа (Бернар Кампан), покупает в баре красивую проститутку Даниэль (Моника Беллуччи). Интрига фильма произрастает из того, что герой хочет купить сводящую его с ума женщину с «бархатными глазами» оптом, то есть, сделать ее женой и хозяйкой своего дома. Поддавшись на заманчивое предложение (сто тысяч евро в месяц), жрица любви поселяется в квартире страдающего сердечными приступами мужчины, но уже через неделю сбегает обратно в бар. Ее ждут не только рядовые клиенты, но считающий ее своей собственностью гангстер, которого играет Жерар Депардье. В конце концов, оказалось, что никаких миллионов влюбленный в шлюху (именно так характеризуют героиню на протяжении всего фильма) «бухгалтер», как говорит о нем гангстер, не выиграл. Блефовать его заставила непреодолимая страсть к красивой женщине, желание обладать ею всегда и везде.
Если француз Бертран Блие снял комедию о любви, то итальянец Умберто Мариино, повествуя о ней в конкурсной ленте «Лед и пламень», приблизился к трагедии. Пожалуй, все пока что увиденные мной на Московском кинофестивале картины, в той или иной степени рассказывают о любви. Точнее даже, о ее дефиците.
Кроме главной конкурсной афиши и конкурса дебютных (в крайнем случае, вторых) фильмов «Перспективы», Москва предлагает участникам и гостям Фестиваля программы документального кино (особая гордость нынешнего ММКФ), «Вокруг света», «Национальные хиты», «Азиатский экстрим», «Кинематограф оттепели», «Российскую программу» и другие.
В главном же конкурсе примет участие 17 картин, Россия в нем будет представлена лентой Алексея Мурадова «Червь». Украина, в которой, по мнению организаторов ММКФ нет фильмов, достойных соревноваться в конкурсной программе (в «Вокруг света» я обнаружил «Штольню» Любомира Кобыльчука), в списке кинодержав мира отсутствует.