В нем принимали участие 10 театров из разных городов. Жанр и направление спектаклей не ограничивались. Поэтому на суд жюри были представлены самые разнообразные постановки — и по форме, и по содержанию, с куклами и актерами живого плана, традиционные и экспериментального характера. Жюри возглавил худрук Киевского городского театра кукол, президент Украинского центра Международного союза кукольников УНИМА, преподаватель кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол Киевского театрального университета им. Карпенко-Карого Сергей Ефремов.
В рамках феста прошел круглый стол «Проблемы развития профессиональных театров кукол. Подготовка кадров для театров кукол в Украине». Как отметили участники круглого стола, самая главная проблема кукольных театров сегодня — вырождение мастерства работы с куклой, поскольку актеры часто не владеют профессиональной техникой кукловода. Главный режиссер Львовского театра кукол Александр Куцик подчеркнул, что на фестивале эта проблема проявилась особо остро. Многие театры все больше и больше отходят от кукол и используют работу «живого плана» (когда на сцене актер играет без куклы). Во-первых, так легче, а во-вторых, настоящих мастеров по изготовлению кукол в Украине можно пересчитать по пальцам. Если раньше их нам поставлял Санкт-Петербург, то сегодня Одесское училище не может восполнить этот пробел.
Жюри присудило премию «За лучшую режиссерскую работу» спектаклю «А где же пятое?» (режиссера А. Куцика). А в номинации «За лучшее воплощение сценического образа» — режиссеру Михаилу Овсянникову за спектакль «Злюка» (Днепропетровск). В постановке львовян приз «За лучшую эпизодическую роль» получил Александр Кочергин и за лучшую куклу — художник Т. Улинец.
Председатель жюри Сергей Ефремов отметил: «К сожалению, особых открытий и потрясений творческого характера на фестивале не произошло. Качество спектаклей страдает от злоупотребления живым планом, от неумения работать с микрофоном, подводит многих режиссеров и неумелое решение сценического пространства». А член судейской команды Л. Попов обратил внимание на однообразие спектаклей, представленных на форуме. «Коллектив должен иметь свой стиль, индивидуальность. Поэтому выгодно выделялся в программе театр из г. Ровно, показавший «Али-Баба и разбойники» ( режиссер Владимир Подцерковный). В этой постановке присутствовали фантазия, удачное соединение кукол и живого плана, интересные режиссерские находки, яркая цветовая гамма костюмов и сценографии, профессионально слаженный актерский ансамбль и, конечно же, музыка и живой вокал». Ровненский театр показал интересный мюзикл (композитор Валерий Марченко), который победил в трех номинациях: лучшее музыкальное оформление спектакля, лучшая мужская роль второго плана ( Станислав Лозовский) и — лучший спектакль фестиваля.
Возможно, для абсолютной победы ровненского театра имел значение и тот факт, что из 30 кукольных театров Украины только его директор Владимир Данилюк единственный имеет специальное образование — он окончил Киевский театральный университет, факультет «Организация и планирование театрального дела». (А по первому образованию Данилюк — театральный художник, и свой диплом защищал в Мариинском театре спектаклем «Снежная королева».)
Как считает Данилюк, директор театра должен не только уметь доставать деньги на спектакль и ремонт помещения, но и иметь художественный вкус, разбираться в творческих процессах.
На круглом столе была поднята и другая проблема: взаимоотношения директора и главного режиссера кукольного театра. Сегодня в нашей стране многими коллективами руководят администраторы, утверждающие, что, за неимением хороших режиссеров они вынуждены сами «создавать искусство». Но, как известно, кукольная режиссура в Украине славится многими именами талантливых и самобытных режиссеров (не только корифеев, но и молодежи): Сергей Ефремов, Михаил Яремчук, Юрий Сикало, Анатолий Поляк, Леонид Попов, Борис Азаров, Сергей Брижань, Александр Куцик, Владимир Лисовой, Александр Свиньин, Наталья Орешникова, Оксана Дмитриева, Александр Кузьмин, Евгений Ткаченко, Ярослав Грушецкий и др. А может, директорам не хватает элементарного терпения и чувства такта по отношению к режиссеру? Почему не приживаются главные режиссеры в театрах кукол Львова, Николаева, Полтавы?
Очень болезненным для кукольных театров является вопрос репертуара. Ныне театры забывают о классике, но ведь именно на ней воспитывается подрастающее поколение...
На фестивале Запорожский театр кукол показал «Лісову пісню» Леси Украинки (режиссер Александр Кузьмин). И хотя у жюри были претензии к постановщику в плане четкости, выстроенности взаимоотношений героев и смысловых акцентов — но публика очень тепло принимала спектакль. Спектакль «Лісова пісня» получил приз за «Лучшую сценографию». Благодаря художнику Людмиле Зиновьевой на сцене предстал настоящий сказочный лес. Спектакль получился зрелищным и динамичным.
Кстати, кроме профессионального жюри, на фестивале работала детская судейская команда (под руководством детской студии «Свия» Светланы Емец). Именно это детское жюри отметило спектакль «Затеи братца Кролика» для младшего школьного возраста криворожского театра, а жюри старшего школьного возраста присудило победу запорожцам с «Лісовою піснею»...
Ныне почти все кукольные театры в Украине (кроме Киева, Полтавы и Луганска) имеют помещения, не приспособленные для этого вида искусства. В залах отсутствует нормальная акустика, а количество мест значительно превышает норму (как правило, нынешние театры — это бывшие дома пионеров, дома культуры). Светооборудование тоже давно вышло из строя, поэтому часто актеры работают в полумраке, и дети их почти не видят... Но кукольники — народ оптимистичный и, в большинстве своем, бескорыстный и преданный делу. А это значит, что впереди нас ждут интересные спектакли и встречи актеров с самыми благодарными зрителями — детьми.