Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СЛОВО УЧАСТНИКАМ

Юрий ХАРЕНКО: «До 11 сентября я воспринимал Концерт совсем по-другому»
10 октября, 2001 - 00:00

Украшением «Феста» стало новое произведение композитора Мирослава Скорика — Концерт для скрипки с оркестром № 3, который автор посвятил первому исполнителю — известному скрипачу Юрию Харенко. Имя композитора уже давно известно широкому кругу слушателей не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Об этом свидетельствует тот факт, что этой весной маэстро получил благословение от самого Папы Римского во время пребывания того во Львове. И это не удивительно, ведь последнее произведение Мирослава Скорика — опера «Мойсей» по И.Франко, поддержаная Ватиканом финансово, имела грандиозный успех у слушателей.

После концерта нашему корреспонденту представился случай пообщаться с Мирославом Скориком и Юрием Харенко.

— Когда сложился ваш творческий тандем?

М.С. Мы с господином Юрием знакомы давно. Юрий — не только давний друг, но и исполнитель многих моих произведений, в частности, Партит № 3 и № 6, во время моего пребывания в США.

Ю.Х. Меня с Мирославом Михайловичом связывают долгие годы творческого и дружеского сотрудничества еще со времен пребывания в Киеве. Я действительно исполнял многие произведения композитора. Кстати, впервые в Украине я презентовал его пьесу А-R-I-A для скрипки на этом же фестивале в 1998 году.

— Мирослав Михайлович автор трех скрипичных концертов, но два предыдущих, хотя их и исполняли известные музыканты (Олег Крыса и Анатолий Баженов), не были кому- либо посвящены. Почему именно вам посвящено это произведение?

Ю.Х. Мне кажется, что композитор очень сильно чувствует мой стиль, мою технику исполнения, мое общее настроение и мои собственные качества характера.

М.С. Я полностью подтверждаю слова Юрия. Еще хочется сказать, что в какой-то степени Концерт является автобиографическим в общем эмоциональном состоянии, но каждый слушатель находит в произведении отзвук собственных чувств и мыслей.

— Понравилось ли вам премьерное исполнение произведения?

М.С. Да, я доволен. Солист был очень подготовлен, проникся общим настроением. Это получило отклик слушателей, воспринявших весь концерт с вниманием и осмыслением. А это, я считаю, самое важное для композитора — ощущение того, что он пишет не только для самого себя, но и для слушателя.

— Господин Юрий, как вы воспринимаете этот концерт?

Ю.Х. Концерт очень сложен как технически, так и эмоционально. Мирослав Михайлович написал его за несколько недель. Я получал по странице этого произведения (по мере его написания) электронной почтой. Последние страницы я получил дней за 10 до премьеры. Что меня поразило? Наличие какого-то фатализма в этом произведении, драматические и временами, трагические предчувствия в финале. В то время, когда шла работа над концертом, в Нью-Йорке произошел теракт, его последствия мы видим сегодня. Поэтому до 11 сентября я воспринимал Концерт в одном тоне, а после — совсем в другом. В том, по-видимому, и состоит талант художника — в предчувствии мировых событий.

СПРАВКА «Дня». Юрий Харенко родился в Киеве, музыкальное образование получил в музыкальной школе им. М.В.Лысенко и Киевской консерватории. По окончании учебы работал в Киевской филармонии, где сочетал сольную деятельность с выступлениями в составе квартета им. Г. Леонтовича. Параллельно преподавал в Киевской консерватории. С 1991 г. живет и работает в Нью-Йорке (США). Выступал на ведущих сценах стран Восточной и Западной Европы, Бразилии, Канады, США с Государственным симфоническим оркестром Украины, участвовал в фестивалях «Vostli Mozart» (Нью-Йорк), «Московская осень» (Россия), «Victoria International Festival» (Канада) и других.

Виктория ХОМЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ