Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смешное, горькое и музыкальное

В Киеве проходит юбилейный Х фестиваль «Новое британское кино»
22 ноября, 2010 - 20:26
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ИЛЛЮЗИОНИСТ»

Показы, которые каждую осень устраивают прокатная компания «Артхауз Траффик» и Британский Совет, уже имеют свою историю. Обычно это проходило как пересмотр ряда картин, снятых в Объединенном Королевстве за последние два года. В этом году, однако, несколько иначе.

В целом, невзирая на приличные количественные показатели, британское кино — явление достаточно противоречивое. Есть отдельные имена, однако нет школы, как во Франции, США или Италии. Самые талантливые режиссеры или актеры рано или поздно, достигнув определенного уровня, повторяют путь Альфреда Хичкока — пересекают океан и присоединяются к американской матрице кинопроизводства: немало самых известных работ британских кинематографистов сняты именно в Голливуде.

Самые развитые жанры в кинематографе Королевства — это или камерная, семейная драма, или комедия. Из таких фильмов преимущественно состояли фестивали в предыдущие годы. Десятый фестиваль организаторы попробовали сделать максимально разнообразным, но в основе репертуара — именно комедия.

Начало было нетипичным: «Новое британское кино» открылось не фильмом, а перформансом «Мультижанровый коллаж», исполненный известным виджеем Вики Беннетт. Виджеинг — особенный вид визуальной импровизации, который появился, как развлечение, в современных дискотеках и ночных клубах: на экран во время музыкального сета проектировался коллаж из разных видеофрагментов, компонуемый виджеем в живом режиме, согласно с ритмом и настроением музыки, которая звучала в клубе.

Вики Беннетт создала «Коллаж» в рамках своего видео-арт-проекта «Люди как мы» (People Like Us — также ее сценический псевдоним), который стал возможен благодаря доступу, предоставленному художнице к архиву Би-Би-Си в 2006 году. Свои аудиовизуальные композиции People Like Us показывала на таких известных площадках, как лондонская галерея «Тейт Модерн», Оперный театр в Сиднее и Центр Помпиду в Париже.

С кинематографической точки зрения, это достаточно просто. Беннетт показывает монтаж разнородных изображений под также коллажную звуковую дорожку. Как это сделано, становится понятно в первые минуты. Дальше оцениваешь чувство юмора и техническую изобретательность автора. Исходный материал — классические голливудские фильмы и сериалы прошлого века; цитируется много лент Хичкока. Много ярких монтажных образов, однако после сеанса осталось впечатление некоторого несоответствия пространства и материала — это искусство не для кинотеатра, а как раз для галерей, для музеев, для нетипичных интерьеров или архитектурных ландшафтов.

В целом, в этом году приехало сразу трое гостей из Британии: кроме Вики Беннетт, диджей Goldierocks и режиссер Ник Уитфилд. Собственно, режиссерский дебют Уитфилда «Скелеты» открывал кинематографическую программу фестиваля. Идет речь об очень специфических специалистах, Дэвисе и Беннетт, которые с помощью специальной методики раскрывают тайны клиентов — иначе говоря, вытягивают все возможные скелеты из любых семейных шкафов, все что угодно — от скрываемых уроков латиноамериканского танца до финансовых махинаций. Однако у самих Дэвис и Беннетт тоже есть с чем разобраться в своей жизни. Поэтому, в конечном итоге, комедия перерастает в мелодраму с достаточно плохими последствиями для зрителя.

Один из самых известных на сегодня английских режиссеров Стивен Фрирз («Опасные связи», «Королева») представлен новой работой «Очаровательная Тамара». Герои фильма — писатели, которые живут в тихом селе, куда возвращается местная жительница Тамара. Девушка сделала себе пластическую операцию и превратилась в писаную красавицу, поэтому ее появление заметно оживляет скучающую литературную среду. Здесь, как всегда у Фрирза, больше разговоров, чем смеха.

Ряд интеллектуальных комедий продолжает «Пять моих прежних» (Джулиан Кемп) и «Буги-вуги» (Данкан Уорд). Если быть точным, то это черные комедии — на грани драмы. В первой идет речь о тридцатилетнем архитекторе, которому настолько не везет с женщинами, что он решает покончить с собой, и остальную часть фильма мы наблюдаем, как он дошел до такой жизни. Фильм снят под явным влиянием известного французского режиссера-изобретателя Мишеля Гондри: вся история несчастий героя показана, как ряд аттракционов — иногда в прямом смысле слова. Кемп максимально разнообразит повествование, меняя стили съемки, вставляет спецэффекты, цитирует классическое кино, благодаря чему достаточно банальная история становится действительно интересной.

«Буги-вуги» — это качественно снятое, с блестящим актерским составом (Джиллиан Андерсон, Алан Камминг, Хезер Грэм, Денни Хьюстон, Кристофер Ли), умное и чрезвычайно язвительное исследование художественного мира Лондона. Уорд не милует никого: владельцы галерей, коллекционеры, художники становятся у него обитателями единого большого террариума, где они готовы сожрать друг друга при любой возможности. В кадре — аномальное количество произведений Демиэна Херста (он арт-продюсер фильма), однако это не апология, а, благодаря таланту режиссера, прекрасные декорации того мира, в котором ради успеха и свободы самовыражения можно врать, предавать и даже убивать.

Безусловно, украшением всего фестиваля стал фильм Сильвена Шоме «Иллюзионист» (Франция — Британия).

Шоме — уникально одаренный французский аниматор, один из наиболее интересных на сегодня европейских режиссеров. Его предыдущий фильм, «Трио из Бельвиля», был отмечен многими призами и получил всеобщую любовь и кинокритиков, и зрителей. «Иллюзионист» — лента по неизвестному сценарию великого французского комика, актера и режиссера Жака Тати.

«Иллюзионист» — история фокусника-неудачника, который путешествует с Парижа в Эдинбург в поисках лучшей судьбы. Главного героя Шоме нарисовал, собственно, в образе самого Тати — с его узнаваемыми худощавостью, долговязым телосложением и изысканной неловкостью. Анимационное воплощение оказалось достойным первоисточника: в Шоме вышла смешная, поэтическая и чрезвычайно трогательная история, которую с удовольствием можно пересматривать еще и еще (подробнее о фильме — в «Дне» от 17 ноября).

Еще одна новость нынешнего фестиваля — «Музыка.Doc» — отдельная программа, которую составили четыре документальных фильма о музыкальной жизни Великобритании.

Joy Division (режиссер — Грант Джи, 2007) — фильм о, без преувеличений, выдающейся рок-группе поздних 80-х. Основанные в Манчестере, Joy Division, в первую очередь, благодаря своему вокалисту Иену Кертису очень быстро обрели международную известность, которая превратилась в настоящий культ после ранней трагической смерти Кертиса. И поныне, даже с 30-летней дистанции, его музыка звучит намного современнее, чем нынешних искусственно раздутых рок- и поп-звезд.

«Кот Уокер: человек ХХХ века» (Стивен Кижак, 2006) — о человеке с необычной судьбой. Скотти Энгел провалился в начале своей поп-карьеры в США, однако, переехав в Англию, обрел в 60-х безумную славу с группой The Walker Brothers — их фан-клуб был больше, чем у «Битлз». Однако потом Скотт Уокер резко изменил свою жизнь, покинул шоу-бизнес на вершине славы и превратился в радикального музыкального экспериментатора, настоящего анахорета авангарда.

Немало зрителей, безусловно, соберут два фильма опытного летописца британской роковой музыки Джулиена Темпла (достаточно сказать, что он является автором классического фильма о панк-роке «Большое рок-н-рольное мошенничество»). В Киеве покажут ленты Темпла «Страммер: будущее неизвестно» (2007) и «Гластонбери» (2006). Первый посвящен легендарному панк-рокеру, лидеру знаменитых «Клеш» Джо Страммеру, второй — 30-летию британского фестиваля в Гластонбери. Количество звезд в обоих фильмах просто зашкаливает: в первом — Джо Страммер, Мик Джаггер, Джим Джармуш, Метт Диллон, Джонни Депп, Джон Кьюсак, Стив Бушеми, Боно, Мик Джонс, Дэвид Ли Рот, Бріджитт Бардо, во втором увидим выступления Берка, Дэвида Боуи, Джеймса Брауна, Ника Кейва и того таки Джо Страммера.

Следовательно, акцентируя внимание на наилучших образцах комедии и музыкальной документалистики, организаторы создали действительно сбалансированную и, за единственным исключением, ровную программу — по-настоящему юбилейную.

После Киева «Новое британское кино» будет показано в областных центрах Украины, в частности, в Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове, Одессе, Виннице.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ