Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смешные зомби, страшные «тачки»

На экраны выходят новые фильмы Квентина Тарантино и Роберта Родригеса
7 июня, 2007 - 00:00
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ГРАЙНДХАУЗ»

Хотя это, по существу, один фильм — более чем трехчасовая лента «Грайндхауз» («Grindhouse»), которая состоит фактически из двух разных фильмов: «Планета ужаса» Родригеса и «Доказательство смерти» Тарантино («Death Proof» — можно перевести также как «Бессмертный» — так называет свой автомобиль один из героев, зловещий каскадер).

Родригес работал по принципу «дешево и сердито». Собрал все возможные штампы фильмов ужасов, причем самые дешевые, так называемый трешь (т.е. мусор, если переводить буквально), и смастерил свою «Планету ужаса». Действовал Родригес также по канонам трешевой режиссуры, т.е. навалил разных кошмаров с таким перебором, что фильм воспринимается как черная комедия, а не как «ужас». Здесь есть все, что только можно себе представить в такой «продукции»: военная база с сверхсекретным ядом отвратительно зеленого цвета, безжалостные головорезы коммандос во главе с Брюсом Уиллисом, свирепые врачи-убийцы, легионы полуразложившихся зомби, Тарантино в роли насильника-неудачника, крутой спасатель на мотоцикле (Навин Эндрюс), бдительный шериф, который того крутого сначала арестовывает, а потом дает ему свободу действий. О специальных дополнениях в виде выпущенных мозгов, разбросанных кишок, оторванных конечностей и говорить не стоит.

Связный сюжет в этой мясорубке, разумеется, теряется еще быстрее, чем герой Тарантино успевает умереть. Родригеса это тоже не слишком волнует. Когда нужно как-то заострить развитие событий — режиссер просто щелкает монтажными ножницами, на экране возникает титр «повреждение пленки», и в следующем эпизоде все начинает гореть и взрываться еще ярче и громче. Важен сам процесс нагромождения трупов: кого еще и каким образом здесь убьют? Некоторые решения действительно запоминаются: например, главная героиня, стройная темноволосая девушка, у которой вместо одной ноги — скорострельное оружие, каждый раз все большего калибра; или использование вертолета в качестве газонокосилки, а многочисленных зомби — в качестве газона. Одним словом, любителям киношного мусора — а таких немало — этот фильм явно будет по вкусу.

Кроме двух основных лент, как было отмечено выше, в «Грайндхаузе» есть еще вставные миниатюры, такие себе рекламные ролики фильмов, уже якобы снятых и готовых к прокату. Эпиграф к «Планете ужаса» называется «Мачете» и снят самим Родригесом. Главную роль в нем играет Дени Трейо — актер чрезвычайно колоритной внешности, который играет мексиканских злодеев почти во всех проектах Родригеса. На этот раз он создает образ наемного киллера, которому нужно устранить своих многочисленных врагов. Весь этот «трейлер» соответственно заполнен стрельбой и метанием мачете и к тому же сопровождается до смешного пафосными репликами.

Еще более смешная «реклама» предшествует «Доказательству смерти». Это уже «анонсы» фильмов ужасов. Британец Эдгар Райт, который запомнился зрителям по увлекательному комедийному боевику «Типа крутые лягавые», сделал нарезку под названием «Нет» —«Don't» — «Не смотрите этот фильм в одиночестве», не открывайте те двери, не заходите в этот дом и тому подобное. Под эти закадровые призывы количество трупов и смешных чудовищ с вытаращенными глазами растет в геометрической прогрессии. Постановщик продюсированного Тарантино триллера «Хостел» Эли Рот напустил еще больше кетчупа в фрагменте «День благодарности», скомпоновав праздничную жареную индейку и школьников — всех режут одним и тем же ножом. А смешнее всего вышло у Роба Зомби, лидера рок-группы «Белые зомби», который не так давно довольно успешно дебютировал в качестве режиссера, сняв нечто под красноречивыми названиями «Дом тысячи мертвецов» и «Изгнанные дьяволом». Его работа тоже вполне однозначно названа «Женщины-оборотни СС». Все как следует: белокурые бестии, сплошные эcсэсовцы, гестаповцы, обезьяноподобные мутанты с автоматами, Удо Кир в обычном образе нацистского кровопийцы, наконец, апофеоз — Николас Кейдж в роли бешеного китайца Чу Манфу — появляется на мгновение, но смеешься еще долго.

Что касается Тарантино, то он, кажется, делал «Доказательство смерти» как-то так, между делом, шутя, чтобы отдохнуть от грандиозных проектов, разговорами о которых он постоянно морочит голову прессе и почитателям.

Персонажами «Доказательства» вместе с людьми являются также авто. Вообще, Тарантино не был ранее замечен в излишнем пристрастии к автогонкам, разбитым машинам и каскадерским трюкам. Так что, учитывая содержание, «Бессмертный» выглядит новостью. Что же касается формы, то здесь все узнаваемо — применен прием перестановки различных частей сюжета, уже отработанный в «Криминальном чтиве». Две якобы отдельные истории связаны только фигурой некоего каскадера Майка (Курт Рассел), и это едва ли не единственный мужчина, который появляется здесь больше чем на несколько минут. А так здесь господствуют очень эффектные и боевые девушки. Сначала Рассел играет мачо, который потом превращается в преступника, а во второй части — глуповатого шалуна, который получает по заслугам. Все сцены с девушками сделаны хорошо, а вот когда вступает Рассел, да еще начинает говорить, то фильм явно теряет в динамике. Придумав непредсказуемого каскадера в отставке, Тарантино не стал слишком напрягаться, чтобы развить этот многообещающий образ.

В любом случае, у этих анекдотов о смешных зомби и страшных «тачках» найдется немало поклонников. Потому что это же Тарантино, которому зрители готовы простить все.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ