Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смотрины без официоза

В Киеве проходит декада, приуроченная к 60 летию Союза театральных деятелей Украины
15 октября, 2004 - 19:10
ЛЕСЬ ТАНЮК / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

По какому принципу отбирались спектакли для показа на театральной декаде, — поинтересовалась я у председателя СТД Украины Леся Танюка?

— Члены оргкомитета СТД в течение трех месяцев пересмотрели лучшие спектакли во всех регионах нашей страны, — рассказал Лесь Степанович. — Составили списки и мы начали искать деньги, чтобы провести гастроли в Киеве. В этом вопросе нам помог Кабинет Министров, выделив средства на проведение театрального форума, посвященного 60-летию СТД. 8 октября декада стартовала в Национальной опере Украины. Был показан легендарный «Запорожец за Дунаем». Этот спектакль выбран не случайно. Ведь первым председателем СТД был знаменитый мастер сцены Иван Паторжинский. А одной из его лучших актерских работ был Карась, которого Иван Сергеевич триумфально играл в «Запорожце за Дунаем». Этой оперой мы провели нить, связывающую прошлое и настоящее, т. к. последующие спектакли, представленные на декаде, являются новинками прошлого театрального сезона. На мой взгляд, интересную работу показали львовяне — спектакль «Оргия» по одноименной пьесе Леси Украинки поставил Федор Стригун («День» писал об этой постановке Театра им. М. Зань ковецкой в № 183). Не оставил равнодушными зрителей коллектив Крымскотатарского театра. Они играли «Кармен». Мне было интересно наблюдать, как реагировали на спектакль молодые зрители. На сцене кипели страсти: ради любви герои шли на смерть. Романтические, высокие чувства, которых сегодня так мало в нашей жизни. Публика сидела в зале тихо, напряженно следя за сюжетом, прекрасной игрой актеров. В спектакле есть интересные режиссерские ходы. «Кармен» поставил замечательный режиссер Владимир Аносов (он возглавлял наш филиал Крымского СТД). Сейчас Союзом руководит Длял Длялов (один из интереснейших ныне людей в искусстве).

Я рад, что зрители смогли познакомиться и с Донецким театром им. Артема и одной из лучших их комедий «Любовь в стиле барокко». За этим спектаклем стоит не только режиссер Андрей Бакиров и худрук коллектива Марко Бровун, но и замечательная драматургия Ярослава Стельмаха. Жаль, что так рано и трагично оборвалась жизнь Ярослава Михайловича. Это был талантливый писатель. «Любовь в стиле барокко» мне напомнила лучшие мольеровские пьесы. Бакиров поставил спектакль не в бытовом ключе, а в дель-артовском стиле, когда все условно, но играется темпераментно, т. е. актерская техника доминирует над всем.

В рамках декады будет показана Брехтовская постановка — «Трехгрошовая опера». Это работа выпускников моего курса Университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого, которые два года тому назад закончили вуз. Ныне педагог и режиссер Талалаевский создал «Театр 16» (в труппе 16 актеров) и поставил с ними «Трехгрошовую оперу». Вышло довольно любопытно. Выступать будут коллективы из Днепропетровского оперного театра. Ждем в гости харьковчан. Будет представлена самобытная работа Игоря Бориса и др.

По словам членов оргкомитета феста, они постарались показать разную театральную палитру. Не случайно, что среди спектаклей есть работы региональных руководителей СТД. Как заметил Танюк, «публика убедится, что руководят нашими союзами не бюрократы, а творческие личности», а подтверждением этих слов стали спектакли, презентованные на декаде. 18 октября в Театре им. И. Франко пройдет заключительный вечер, вручат премии (десять премий, из них четыре — зарубежные), а в финале покажут капустник.

Хорошо, что декада не превратилась в традиционный официоз, а дала возможность зрителям представить, что сейчас происходит в разных театрах, какой режиссерский, актерский и вообще творческий потенциал есть в нашей стране.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ