На открытии Большого скульптурного салона «Дню» удалось поставить несколько вопросов заместителю генерального директора по музейной, выставочной деятельности и арт-маркетингу центра «Мистецький Арсенал» Александру СОЛОВЬЕВУ, в частности, по поводу роста уровня организации этого арт-форума.
— Уровень представительства, безусловно, растет, — считает Александр Соловьев. — Но это — внешнее проявление. А есть еще и определенные внутренние проблемы скульптуры, которые можно здесь проследить: как развивается современный скульптурный образ, какие его технические возможности, какие материалы использует художник...
— И что в этом смысле характерно для украинской скульптуры?
— Украинская скульптура — это своеобразная охранная грамота для классического подхода к скульптуре... Дело в том, что современная западная скульптура движется в ином направлении. Сложно сказать, в каком именно, но точно не в традициях Микеланджело, или Родена, или того же Дега. Образно говоря, в современной скульптуре бронзу заменил силикон, она склонна к натурализму, к шоку, она становится частью инсталляции. Хотя есть и великие скульпторы, такие как Энтони Гормли, которые умеют модернистское, авангардное начало соединить с традиционными пластичными традициями. Но по сравнению с медийными видами искусства это все же архаичная зона — в хорошем смысле этого слова. Кстати, очень интересна мировая тенденция — это скульптура, которая создается для городской среды. И благодаря проекту Kiev Fashion Park это стало частью нашего Скульптурного салона в этом году. Это интересно и актуально.
В целом, использовать относительно современной скульптуры, в частности, украинской, традиционные оценки не слишком целесообразно. Я могу точно сказать, что она очень разная. И иногда ей присущи достаточно интересные эксперименты.
— Большой скульптурный салон каждый раз представляет выдающиеся мировые имена художников. На этот раз скульптура Эдгара Дега демонстрируется не просто в виде выставки, а отдельного кураторского проекта Евгения Карася, в который привлечены и музыка, и видео, и свет. Насколько важно сегодня представлять классическое искусство именно таким образом — с использованием новейших технических возможностей?
— Безусловно, это обогащает палитру восприятия произведений определенного художника. Новейшие технологии позволяют привлекать новые синтетические рычаги восприятия искусства — это и подвижной образ, и документ, и музыка, и свет, и пространство, и архитектура. Благодаря такому симбиозу острее воспринимается образ.
«Зона Дега» — наиболее интересна с точки зрения того, что она является образцом подхода к современному музейному пространству. А современное музейное пространство — это не просто выставить боксик-стендик: экспозиция должна быть динамичной, привлекательной и зрелищной. Собственно говоря, такой, каковой является наша эпоха. Современный музей нуждается в скорости восприятия, мышления и осознания.