Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасибо за Сковороду

8 сентября, 1999 - 00:00

Не так давно я в своем, уже солидном возрасте, по-настоящему открыла гения украинского народа Григория Саввича Сковороду. Мои ровесники и я его не любили. Учитель, в общем-то влюбленный в родную культуру, нам рассказывал, как путешествующий философ, отказываясь от высоких должностей, ходил по селам и просвещал народ. Говорил о Сковороде: «Мир ловил его, но не поймал». Рассказывал, как Григорий Саввич, почувствовав, что вскоре умрет, выкопал себе могилу в Пан-Ивановке Харьковской губернии. Преподаватель читал его басни и философские произведения. Но не объяснил, почему поэт именно так поступал в жизни и таким языком писал. Может, он сам не знал этого, так как не имел о нашем земляке соответствующей литературы.

А вот мне повезло, я достала книгу «Григорій Савич Сковорода (український фільософ)» Гната Хоткевича и прочитала ее. И благодаря ей я поняла общественные настроения в Украине в начале XVIII века, которые способствовали формированию такой личности, как герой этого произведения. Когда-то независимый, край все больше погружался в имперское болото. Крестьяне, живя на наиболее богатых в Европе почвах, бедствовали и сетовали на свою судьбу. Образование, культура, даже церковь были неукраинскими. Краем руководили или москали, чувствовавшие внутреннее сопротивление со стороны простых крестьян, или украинские манкурты, которые, и разбогатев, не ощущали счастья, потому что служили, по сути, чужому государству да собственному желудку. И, конечно, Григорий Сковорода как высокообразованный и честный человек не мог присоединиться к этим предателям интересов своего народа.

В очерке Гната Хоткевича рассказывается о влиянии путешествующего философа на всех, с кем он встречался, в частности на сына помещика Томары, на Ковалинского и других. Люди воспринимали его не просто как Учителя, а, говоря современным языком, как экстрасенса.

Эту книгу ни мой учитель, ни я не могли прочитать в свое время, так как она была написана Г.Хоткевичем в начале века, выпущена в 1920 г. и ни разу больше не переиздавалась. И вот Валерий Дяченко, известный харьковский литературовед-украинист и журналист, президент гуманитарно-литературной ассоциации Г.Сковороды, вместе с ведущим сковородиноведом ГЛАСУ, доктором философии Леонидом Ушкаловим переиздали это произведение, а вместе с ним привели избранные места из произведений и писем писателя. Это благодаря им мне, наконец, открылся настоящий Сковорода.

А еще я должна сказать спасибо харьковским супругам Столяровым. Нет, это не писатели. Это пенсионеры, в недалеком прошлом инженеры-химики Анна Петровна и Владимир Дмитриевич. Работая в научно-исследовательском и проектном институтах, они экономили на своих не очень больших окладах, чтобы во время отпусков ходить в туристические походы, в том числе и за границу, по местам, где бывал Григорий Сковорода. Столяровы не просто посещали исторические места, но и делали слайды.

И вот недавно в Украинском культурном центре Харькова был организован вечер «Сковородиновские чтения», где Столяровы показали слайды, снятые в Венгрии, Болгарии, Германии, Чехии. Я смотрела кадры, слушала рассказ Анны Петровны о знакомствах Григория Саввича с выдающимися философами того времени. И чувствовала большую гордость за нашего гениального земляка.

А еще тогда подумалось: украинский народ бессмертен, если у него есть такие сыны, как Сковорода. И он обязательно возродится, если есть люди, всерьез занимающиеся этим возрождением.

Тамара ЗЕМЛЯНАЯ, ветеран труда, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ