Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Стильный улов для украинских меломанов

В киевской галерее «Лавра» прошел концерт культовой британо-американской поп-группы «Red snapper»
21 февраля, 2001 - 00:00

«Красного снеппера» в словарях изловить нелегко; лишь пробравшись по извилистому фарватеру чужеземного наречия, находишь определение: «red snapper» — красноватая глубоководная рыба (второе название — «люциан»), живущая в водах Атлантики. Как ни удивительно, это определение чем-то близко к истине. Группа «Red snapper» — это, действительно, трансатлантический, точнее — англо-американский организм. Для наших широт, стоит добавить, весьма диковинный. Их гастроли (в рамках проекта «Phat Vibes») — как раз тот, пока что очень редкий случай, когда по Украине концертирует не потрепанная западная знаменитость, пережившая свою славу чуть ли не четверть века назад, а настоящие восходящие звезды независимой современной музыки. Еще до создания «Снеппера» в 1993 году все его участники имели профессиональный музыкальный опыт. За пять лет они выпустили четыре альбома, которыми покорили и критиков, и аудиторию. Последний из них, под затейливым названием «Our Aim Is To Satisfy Red Snapper» — и лег в основу концертной программы.

Не мудрено, что единственный концерт группы в Киеве проходил в условиях настоящего ажиотажа среди меломанов и привлек к себе внимание далеко за пределами Украины: именно ради этого вечера к нам специально приехали поклонники «Снеппера-люциана» из Москвы и Петербурга. Хотя сказать, что с таким же масштабным восторгом этот концерт восприняли, к примеру, украинские СМИ, было бы преувеличением. Это и понятно: ведь до сих пор за, так сказать, стилевую окраску группы ведут спор и новомодная электронная субкультура, и живая рок-джаз-даб сцена. Нашим журналистам, равно как и массовой публике, подобная неопределенность не по нраву; однако именно таким, почти алхимическим синтезом разных манер и силен «Red snapper».

Чтобы убедиться в верности такого предположения, достаточно было послушать самих «Red snapper», правда, с двухчасовым опозданием, явивших себя истомившейся публике. С первых же аккордов стало ясно, что основа и акцент всех композиций, безусловно, джаз. Его сложнейшая ритмическая грамота освоена музыкантами мастерски, им по плечу самые причудливые построения. Основной проводник джазовой линии, судя по всему, здесь — контрабасист Али Френд, явный лидер группы. Однако причислить «Снеппер» к разряду джаз-комбо было бы ошибкой. На прихотливой, но глубоко возделанной почве джаза они легко и с выдумкой взращивают поросль самых актуальных направлений, родившихся уже на сломе тысячелетий. Здесь и отголоски раннего психоделического техно, и привкус трип-хопа, и легкомыслие easy listening, и воспоминание о славных днях панк- и арт- рока. В инструментальном составе — соответственная амальгама: контрабас, ди-джейская вертушка (Ричард Тейр), электрогитара плюс компьютер (Дэвид Айерс), клавишные (Джейк), приглашенный живой вокалист (эффектный афроамериканец Джозеф Эллингтон). И все это удивительно гармонично сочетается друг с другом; разновременные и противоречивые оттенки складываются в целостную и захватывающую звуковую картину.

Конечно же, это музыка не только «для ног», но (даже в большей мере) для слуха. Она апеллирует к интеллектуальной, много слушавшей публике, скорее к студентам, бывалым меломанам, клубным завсегдатаям, нежели к абстрактной тинейджерской аудитории, на узколобости которой строят свою стратегию менеджеры большого шоу- бизнеса. Потому и остаются «Red snapper» за бортом большой стадионной соковыжималки. Они не рвутся покорять доходные хитовые вершины, и отменно звучат для немногих — с перспективой покорить планету. Это, действительно, музыка для новой эпохи, — которая, кажется, будет отдавать предпочтение мастерству и зрелой индивидуальности вопреки всеобщей, пафосной стандартизации.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ