10 июля автопоезд Киев-Коктебель отправился в дорогу. Взяли и меня. В путь тронулись организаторы фестиваля Джаз-Коктебель-2004 во главе с его создателем, известным телеведущим, главным редактором канала ІCTV Дмитрием Киселевым. Переночевав в Красноперекопске, к обеду следующего дня автопоезд из пяти машин (с прицепленными поставленными на колеса яхтами) взобрался на киммерийский холм у подножия Кара-Дага, и началась подготовка палаточного городка. По замыслу организаторов, в лагере должны были жить, отдыхать и репетировать молодые участники феста и журналисты. Так и произошло: в дальнейшем всю арт-братию на протяжении недели прямо здесь кормил своим волшебным пловом и прочими татарскими вкусностями повар Искандер, готовивший еду в огромном чугунном котле на костре. Утром 14-го из Киева прибыла основная группа участников программы, а 15-го начался четырехдневный марафон, включивший 3—4-часовые концерты на возведенной прямо на берегу моря перед домиком Максимилиана Волошина эстраде.
Состав участников был весьма разнородным и разножанровым. Джаз, насчитывающий около ста лет своей истории, хранит все стили, возникшие в его недрах на пути развития. В основном, это были традиционный джаз, свинг, мейнстрим и этноджаз. Более поздних стилей почти не было, но это и немудрено: пляжный фестиваль, изгаляющийся в интеллектуальных авангардных потугах, выглядел бы смешно. Это хорошо понимали Киселев и арт-директор марафона Владимир Соляник, киевский пианист по прозвищу «Быстрые пальцы», музыкальная душа фестиваля и ведущий трех фестивальных концертов. Именно благодаря его контролю и многоплановости выполняемых функций вертелось сценическое колесо фестивального процесса. Судите сами. Участвовало 12 небольших составов и два биг-бэнда. В рамках феста прошла даже арт-акция киевского художника Геннадия Гутгарца Асtion Painting «Больше джаза в Коктебеле» при участии двух обнаженных моделей. Открыл фестиваль оркестр МВД Крыма во главе с заслуженным артистом Украины и АР Крым Геннадием Ретинским, а концертную программу последнего дня начал прибывший из Севастополя оркестр Черноморского флота России.
Традиционный джаз блестяще представили большие профи: киевский квартет «Дніпро» во главе с тенористом Игорем Дьяченко — ярким темпераментным музыкантом, играющим в ансамбле с прекрасным пианистом Петром Пашковым, мультистилистом-ударником Сергеем Хмелевым и глубоким, роскошным контрабасистом Феликсом Гершковичем. Известные музыканты не только отлично играли, но и «дурачились» — лицедействовали, как могли, явно получая удовольствие от своей музыки и имиджа. Прекрасно развлекли публику молодые ростовчане из «Dixie Friends», способные и артистичные исполнители в стиле диксиленд. Фолк-стиль представили два коллектива: латышская « Патина» и московские «Волки и овцы». Не знаю, насколько популярны в Латвии «патинцы», немного передержавшие публику и не совсем верно рассчитавшие интерес и темперамент наших слушателей. Но москвичи, безупречно исполняющие российскую аутентичную музыку, не только не «пригрузили», но в сочетании с солистом Московской филармонии волынщиком Владимиром Лазерсоном, научившимся своему искусству прямо в Шотландии, очень приятно удивили всех, кто слышал их впервые. Смесь «французского с нижегородским», а точнее — кельтского с российским — оказалась не только экзотичной, но и абсолютно органичной. После концерта в нашем разговоре Владимир посетовал на отсутствие русско-интонированной джазовой школы. Традиции, присущие всякой народной, то-есть импровизационной, музыке в России хранят только последователи Дмитрия Покровского, явления подлинно национального. В «чистом» джазе попытки создания русского стиля к успеху пока не привели. Причину тому он видит (и я в этом тоже давно убеждена) в потере полисным населением связи с аутентикой, в отсутствии городского народного музицирования, являющегося средой создания и носителем музыкальной традиции, в том числе джазово-интонированной стилистики. Попса полностью заменила, вытеснила народную музыку, и не только в городе. Возврат к русско- интонированной культуре — процесс сложный и медленный. Тем обиднее факт отсутствия на фестивале немногочисленных аналогичных украинских коллективов. Например, мирового уровня секстета ManSound — редких, супер-мастеров украинской вокальной джазовой интонации.
Прелестно-свежо и весьма напористо звучали молодые киевские выпускники-глиеровцы, ученики Соляника из Сity Jazz’а. Сам мэтр, как всегда, собрал под свои знамена разноплеменную джазовую рать. Начиная от мастодонта английского тенор-sax’а Джорджа Хаслама, блестящего, талантливого музыканта, и продолжая известным в Киеве тувинским певцом Николаем Ооржаком, поражающим слушателей параллельными трезвучиями, непостижимым образом вылетающими из его шаманского горла. Он открыл мне секрет своего пения, как технику одновременного звучания грудного, горлового и головного резонаторов и регистров голосовых связок. Как всегда, прекрасно и уверенно выглядел молодой трубач Григорий Немировский — яркий музыкант, недавно повернувший лицо на запад, в Германию, и — дай ему Бог счастья на новом месте, а у нас его всегда приветят... В Арт-ансамбле играли путешествующие между Украиной и США хороший контрабасист Андрей Арнаутов (да простят меня ведущие, безвкусно-претенциозно объявлявшийся «Эндрю Арнаутоффом»), и киевско-израильский барабанщик Алексей Фантаев. Достаточно традиционно — «душевно» — пел под аккомпанемент Соляника и его друзей свои простые мелодии темнокожий певец из Оклахомы Ли Дэвисон. А произнесенное им со сцены «Дякую!» стало единственным прозвучавшим за четыре дня украинским словом, вызвавшим бурю восторга слушателей.
Вернувшись к рассуждению об украинских мотивах феста, скажу, что прозвучали и две украинские мелодии: гитарист из оркестра МВД Крыма Григорий Макукин сыграл вариации на тему «Несе Галя воду» (правда, все импровизации напоминали татарские мотивы Энвера Измайлова, но это только подтверждает космополитизм джаза) да вежливо спела латышка Бируте Озлине. Не могу не вспомнить о киевском Night Groove. В его составе опытные Наталья Лебедева (фортепиано), Юлия Рома (вокал), альт-саксофонист Артем Менделенко, Алик Фантаев, гитарист А. Павлов, басист И. Закус. Играют в разных стилях, профессионалы, технари, и вкус есть, но, как и четыре года назад, — нет своего лица. Много хочу? Нет, хочется главного: своеобразия, «отличности от других». Может, тогда не будет явно видна непродуманность драматургии выступления, отсутствие центрального, «разработочного» раздела программы, порадовавшей началом и концом. А Юлии Роме — больше сценического разнообразия и работы для публики, а не только для себя.
Как всегда, неподражаем был заслуженный артист Украины Энвер Измайлов — блестящий музыкант, гитарист, Артист. Вместе со своим «Минаретом» он недавно вернулся со Славянского базара, где достойно представлял День украинского джаза. Радует сама идея большой украинской джазовой программы на этом авторитетном международном музыкальном рауте. Возможно, когда-нибудь наступит день украинского джаза и в Коктебеле.
А пока скажу, что польский квартет тенор-саксофониста Томаша Шукальского и польское же аккордеонное Motion Trio известны в Украине как мирового ранга группы, — теперь в этом убедились и в Крыму. Несколько, как в шутку говорят профи, «песен» с ними иcполнила молодая московская альт-саксофонистка Вероника Кожухарова. Хедлайнером фестиваля стал московско-американский саксофонист Игорь Бутман, обладатель титула «лучший саксофонист современности», прозвучавшего несколько лет назад из уст президента США Билла Клинтона. Но анализировать эту супер-музыку мы будем в следующий раз... Добавлю лишь, что вся эта красота не могла бы состояться, не будь помощи ТАС-коммерцбанка, завода марочных вин и коньяков «Коктебель», Еврокара, Украинского союза промышленников и предпринимателей и многих других друзей...