К этой галерее лучше идти с Контрактовой площади. Хотя можно спуститься с Владимирской или Десятинной. Это вкусовое или, скорее, позиция: кому-то достаточно спуститься вниз, другие же желают подниматься вверх. На самом деле, с Подола просто ближе. Можно подъехать и на автомобиле, но только при условии, что последний имеет замысловатые номера, при взгляде на которые вытягиваются плотные «гаишники» — Андреевский спуск с обеих сторон заблокирован «кирпичами». Мы с редакционным фотокором, который по дороге успевает зафиксировать разрумянившихся и очень веселых любителей санок, идем пешком. Андреевский, 10 А, галерея «Гончары».
Сразу за дверями попадаешь в другое царство. Краски, формы, стили, материалы, невероятный колорит и дыхание чего-то генетически знакомого. А еще — тепло. Тихое и невидимое, успокоительное и завораживающее тепло, которое струится из каждого изделия. Все дело в материале. Это глина, которую сначала согрели и придали форму руки мастера, а потом — настоящий жар обжигательной печи. Два в одном, как говорят сегодня. Еще говорят, что частота колебания человеческих клеток очень приближена к частоте вибрации некоторых видов глины. Отсюда ее целебные свойства. А еще вспоминается, с каким материалом Он работал в последний день перед отдыхом (что из этого получилось — отдельная тема)... Традиции продолжают современные мастера. Кстати, название «Гончары» носит не только галерея, но и местность, в которой она расположена — здесь еще в VIII—IX веках объединялись и работали киевские гончары.
Творческое объединение гончаров и керамистов «Гончары» основано в перестроечный 1986 год на «кооперативной» волне. Целью было возрождение исчезающих видов декоративно-прикладного искусства, в частности, гончарства и керамики. Сегодня «Гончары» — это не только одноименный салон-галерея, но и детская школа-студия, творческие мастерские и несколько сот мастеров по всей Украине, которые сотрудничают с объединением. Круг же постоянных авторов, по словам директора Татьяны Андриенко, составляет около сорока человек.
Госпожа Андриенко считает, что интерьер должен быть наполнен живыми вещами и это можно назвать основным принципом существования галереи. Здесь нет места «штамповкам» и «массовому производству» — каждая вещь глубоко индивидуальна и неповторима. Маленькая деталь: в мастерских объединения даже нет электропривода к гончарскому кругу — все максимально приближено к древним традициям. Своих авторов столичные галеристы часто ищут в провинции, в том числе, на симпозиуме гончарства «Опишня», который проходит в знаменитом поселке на Полтавщине. Юных мастеров из школы-студии «Гончары» поддерживают выставками, которые демонстрируют таланты и творческий рост учеников. Многие из них так увлекаются, что просто не представляют своей жизни без магии трансформации глины, без своего участия в том, как сырой кусок приобретает форму и содержание под твоими пальцами... Мне рассказали историю о девочке, единственным методом влияния на которую является «угроза» родителей лишить ее возможности ходить на занятия в студию. Такая вот домашняя педагогика. По-моему, это намного лучше, чем ремень или обещание лишить карманных денег.
Проблемой оживленного развития промысла является несформированность потребительских вкусов. Одни их еще не приобрели, другие — лишились под давлением сомнительной по своей эстетике продукции. Госпожа директор так и говорит: «У нас нет культуры потребления керамики». Глина почему-то считается вторичным материалом, и изделия из нее сравнительно, скажем, с картинами или мрамором стоят на несколько порядков дешевле. При условии одинакового художественного уровня. Мы все еще охотнее покупаем пластмассу или гипсовых итальянских гномиков, которых штампуют десятками тысяч. Но есть и настоящие ценители оригинальных вещей. На мою просьбу определить тип «среднего покупателя» ответили, что одни, «если бы имели деньги, купили все», а другие... Однако среди заказчиков присутствуют музеи, церкви, рестораны, которые хотят иметь собственное лицо. Тенденции продажи произведений определяют несколько «ходовых» категорий — в основном покупают мелочи, коллективные подарки и действительно дорогие вещи. О чем это свидетельствует? Об отсутствии спроса на работы среднего ценового уровня, а соответственно, об отсутствии в Украине «среднего класса». Кто сказал, что политика и искусство не связаны?
Особенностью «Гончаров» является то, что в процессе выполнения заказов непосредственное участие принимает сам заказчик. Сначала слова или эскиз, потом утверждение работы в оригинальном виде и только после этого — изготовление конечного варианта произведения. Фактически — это сотворчество автора и человека, у которого свое видение желаемого. Иногда бывают и курьезы: как-то один человек заказал керамическую свинью цветом «под мой мерседес». Его убедили, что лучшим будет другой вариант... Что касается цен, то они рассчитаны на все категории ценителей — от четырех гривен до семи с гаком тысяч.
Кроме основной экспозиции, галерея имеет выставочный зал, где представляют подборки отдельных авторов. Коллекции меняются с периодичностью в 2—3 недели. Сейчас в «Гончарах» представлены прекрасные работы выдающегося скульптора, заслуженного художника Украины Инны Коломиец. Инна Антоновна более известна как мастер, работающий в области станковой и монументальной скульптуры, однако знатоки очень высоко оценивают ее скульптуры малой формы. Инна Коломиец — одна из наиболее ярких фигур украинского искусства, как советских времен так и сегодняшнего дня. Работает с самыми разнообразными материалами: гранит, дерево, гипс, оргстекло, глина...
Нынешняя ее выставка является первой в этой галерее; она представлена несколькими циклами работ: «Чернобыль», «Реки», отдельными женскими образами и символами. Надо отметить, что все явления, предметы, события и символы мастер передает при помощи женских образов; она наделяет женщину ролью медиума между миром образа и сознанием зрителя. Весь диапазон эмоций и тончайших проявлений жизни воплощается в пластике женского тела — от искренних радостей триптиха «Танец», «Праздник» и «Песня» к гнетущему трагизму «Беспомощности» (одинокая старая женщина, которую склонили не столько годы, сколько отчаяние безыс ходного существования) из чернобыльского цикла. Тему продолжает «Страхолесье» — название местности в «зоне» — над динамичной фигурой женщины, которая поднятыми и скрещенными руками будто защищает что-то, вьется черная птица; но вокруг тела снуют голубые чайки — символ надежды... Каждая река имеет свой характер: «Припять» (обнаженная женщина, которая стыдливо прикрывается руками, взбудораживая образы итальянских мастеров эпохи Возрождения, «плывет» на фантастической зверушке с двумя головами); спокойная «Десна»; «Стугна», которая напряженной русалкой возвышается над загадочным архаическим мужчиной; «Озеро Галаганов»... Символический реализм переплетается с философией, созерцание — с желанием действовать.
Особенностью керамики является то, что почти никогда не знаешь, что получится в конце. Мастер расписывает произведение одними красками, а после обжига они приобретают совсем другой цвет. Вот его и трудно точно предугадать. Картину в известной степени создает случайность. Огонь. А может, это и не случайность, а пламя является полноценным сотворцом? Нужно только с ним договориться...