Для своего бенефиса она выбрала моноспектакль «Стена», поставленный режиссером Николаем Мерзликиным. Пьеса Юрия Щербака и образ знаменитой княжны Репниной стал знаковым в творческой судьбе Галины Стефановой. Театралы со стажем могут вспомнить прекрасный спектакль «Стена» из репертуара Киевского молодежного театра и потрясающе звездный дуэт Галина Стефанова — Валерий Легин... За роль Варвары Репниной актриса удостоена «Киевской пекторали». С 1996 года с аншлагами проходит «Стена» (в обновленной версии) в театре «Актер», есть и телесериал «Тарас Шевченко. Заповіт», где роль Варвары тоже играет Стефанова.
— Для меня спектакль «Стена» — один из самых любимых, — призналась Галина Стефанова. После того как я ушла из Молодежного театра, был сделан этот моноспектакль. Основа та же, но постановка получилась совсем другой. Многое пережито, другой мой и режиссерский (Мерзликин) взгляд: человеческий, актерский, произошла наша переоценка ценностей. Думаю, что режиссер по-новому посмотрел на мое актерское творчество. Получилось две совсем разные интерпретации пьесы Щербака. Не люблю бросаться словами, но образ Варвары Репниной — моя кармическая роль. Она — стержень, прошедший через много-много лет. Думаю, что «Стена» не случайно появилась в моей актерской судьбе. Уже более 20 лет (сначала в Молодежном театре, а теперь в театре «Актер») я не перестаю разгадывать вечные вопросы этого спектакля. Это как камертон, к которому я все время возвращаюсь. С одной стороны, Репнина — реальная историческая фигура, а с другой — это человек, овеянный легендами. Я играю прежде всего человека, а не эпического персонажа. Мне 50 лет. Я не говорю в разных интервью, что мне «- дцать» и пытаюсь в своем творчестве исповедовать живой театр, живую героиню.
В живом театре главное — человек и его сложный внутренний мир. Тяжело себе представить героиню с более сложным внутренним миром, чем Репнина. Она родилась в знаменитой семье Розумовских-Репниных. Получила хорошее образование. Мы во времена советской колонизации даже забыли, что это такое. Варвара — сама по себе была сложным человеком. После встречи с Тарасом Шевченко она на многие вещи стала смотреть по-другому. Кстати, отношения Репниной с Кобзарем были также не просты. Она влюбилась в Тараса, а он неоднозначно относился к Варваре...
«Стена» поднимает вопрос: что есть жизнь, человеческая судьба, женщина, отношения между мужчиной и женщиной? Каждый раз, работая над двумя вариантами спектаклей, потом над фильмом, я так и не нашла ответ — какая она, Варвара Репнина? Версия «Поэт и княжна» из сериала «Тарас Шевченко. Заповіт», в постановке режиссера Станислава Клименко, предоставила мне возможность еще раз сыграть роль Варвары уже в кино. Картина построена как художественно-публицистическое произведение...
— Галина, вы так легко сказали, что вам 50, — совсем не скрываете свой возраст, хотя женщины, а особенно актрисы, очень болезненно переживают, что летят их годы...
— Почему женщины стыдятся своего возраста? А мужчины, наоборот говорят, что их украшают седины, шрамы, опыт, потому что с годами даже их взгляд меняется. Почему у нас женщина соглашается на роль дополнения к мужчине? Я на такую роль не соглашаюсь! Я иду своей дорогой, зарабатываю свои седины, морщины, а с годами становлюсь более мудрой. Это не новый подход к жизни. Такие женщины в нашей истории были и есть. Я просто выбрала путь сильной женщины, а их пока меньшинство, особенно среди актрис. Сама ушла из Молодежного театра, хотя сначала мне казалось, что это конец жизни... Пошла на «свободные хлеба» и не жалею, что сделала такой шаг. Я научилась быть ответственной (в личной и творческой жизни). Хочу своим примером заставить женщин, которые в 50 лет имеют кучу комплексов и считают, что это уже финиш, помнить, что ценность женщины в 50 лет так же высока, как и в 25. Думаю, если я доживу до 70, то стану еще мудрее, чем сегодня.
— Галина, знаковым в вашем творческом списке является спектакль «Палимпсест» по текстам Васыля Стуса, поставленный в Театральном центре им. Леся Курбаса, но не все зрители знают, что тема ГУЛАГа прошла через вашу судьбу и вы родились на Колыме.
— Моих родителей выслали как «врагов народа». Мы сегодня забываем, как именно пришли советские войска в Западную Украину, что тогда на самом деле происходило. Тех, кто сопротивлялся, а мои родители выступали за независимую Украину, за ее свободу, хотели лишь жить на своей земле, — за это их арестовали. Наша семья оказалась на Колыме. Там родились я и моя сестра. Во Львов наша семья вернулась только в 1967 году (мне уже было 11 лет). С детства я прошла все стадии унижения, получив клеймо как ребенок «врагов народа». Мне было больно слышать, что родителей — патриотов Украины — считали врагами. Это неправда! Кстати, Стус когда жил в Магаданский области на руднике им. Матросова, там же сидел мой отец в конце 40 — начале 50-х годов. По амнистии уголовников отпустили на Большую землю, а политических оставили на поселении, чтобы они обустраивали Колыму. Поэтому тема, поднятая в произведениях Васыля Стуса, для меня очень зримая, жгучая, мучительная и близкая. Кто-то может легко говорить о националистах, воинах УПА, но это разговор безответственный, потому что есть живые люди, которые любовь к своей земле поставили выше своей личной судьбы. Мои родители прошли через пытки, но не сломались и свои мечты о независимой Украине пронесли через всю жизнь.
— В вашем репертуаре есть резонансный спектакль «Польові дослідження з українського сексу», поставленный по скандально известному роману Оксаны Забужко. Как писательница относится к вашей версии ее произведения?
— Забужко понимает, что литература и театр — разные жанры, стилистика, подходы, средства выразительности. Она тонко это чувствует и хорошо отнеслась к тому, что у ее романа уже есть своя сценическая судьба. Оксану можно назвать другом спектакля. Хотя у «Польових досліджень...» есть не только поклонники, но и очень строгие критики, а тема женской эмансипации вызывает бурные дискуссии после каждой постановки... Мне очень приятно, что спектакль с интересом смотрят разные поколения зрителей. Однажды ко мне подошла девушка лет 18, посмотревшая «Стену», а потом «Польові дослідження...» и сказала, что для нее эти постановки об одном и том же — о самоиндификации. Для меня эти слова очень важны. Они дают силу и энергию работать дальше. Это знак, что я, как актриса, иду верной дорогой живого театра.
«День» поздравляет актрису с юбилеем. Желаем новых и интересных ролей на сцене и киноэкране.