Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Своим примером он учил людей самоуважению...»

Во Львове попрощались с выдающимся художником-графиком Богданом Сорокой
16 апреля, 2015 - 11:06
Богдан Сорока
«ВЕРТЕП»

На 75-м году ушел из жизни известный украинский художник-график Богдан Сорока. Беда случилась за пределами Украины — в Польше, где Богдан Михайлович находился с приятелем.

Еще в 2011-м «День» поздравлял Богдана Михайловича с изданием прекрасного альбома «Сорока», где, кроме работ, была представлена автобиография художника.

Напомним, художник родился в 1940-м году в тюрьме «Бригидки», где была сидела его мать Катерина Зарицкая. Его отец — Михайло Сорока, украинский диссидент, член ОУН, на протяжении 30 лет был узником советских лагерей, организовал движение сопротивления заключенных «ОУН-Північ».

Богдан Сорока принадлежал к кругу шестидесятников, дружил с Вячеславом Чорновилом, Игорем и Ириной Калынцями, братьями Горынями. Его графика черно-белая и цветная.

Известен циклами работ «Фольклорные мотивы», «Украинская мифология», «Эмблемы и символы», «Страсти Христовы», «Поход гномов», «Купальские забавы» и др.

Заупокойное богослужение состоялось во Львове в храме Блаженного Климентия Шептицкого. После этого поминальная процессия отправилась на Личакивское кладбище, где на 59-м участке похоронили украинского художника.

 

 

Игорь КАЛИНЕЦЬ, поэт, прозаик, общественный деятель:

— Мне посчастливилось иметь много друзей среди художников-шестидесятников во Львове. Практически с ними вырастал больше, чем с писателями. Одним из них был Богдан Сорока. Наша дружба началась интересно — с уголовного дела. Он сделал иллюстрации к моему сборнику, который не одобрил КГБ, за что на меня завели дело. Во время следствия выясняли роль Богдана. В конечном итоге на него тоже завели дело. Но это была графика абсолютно невинная, политического ничего не было — дела скорее фольклорные, однако их посчитали за антисоветские. Нам едва удалось «вырвать» его. Мы договорились, что я просто использовал без разрешения его графику, которая подошла к моей поэзии, и уже отвечал за все сам. Это было время нашего первого общего испытания и судебного дела.

Не могу не сказать о его порядочности. Когда я остался сам и ожидал ареста, он  как-то почувствовал, что должен приехать и поддержать, хотя ничего не знал, потому что у нас тогда не было телефонов. КГБ приехал обыскивать мой дом и сказал Богдану, что его не выпустят из дома, пока идет обыск, а он ответил: «Я не собираюсь возвращаться, потому что пришел поддержать товарища». Комнаты обыскивались, а мы разговаривали на кухне.

Могу сказать, мы учились друг в друга. Я познавал искусство, он с компанией художников слушали мою поэзию и не только. Так мы ориентировались в европейском искусстве, пытались перенять нравственную науку. У Богдана Сороки можно было поучиться той правдивости, потому что он не лукавил. Возможно, это позволяло ему быстро расти как графику. Он рисовал живописные пейзажи, гуцульськие натюрморты и множество других толковых вещей, но вдруг столкнулся с чем-то неизвестным — его потянуло на поиски чего-то небудничного. И это неизвестное вынуждало его развивать себя, чем углубляло графику в нескольких направлениях.

Он всегда был принципиальным, даже в известной степени жестким. Ведь когда видел, что люди делают что-то не то, он об этом говорил откровенно и прямо, а не прятался. Во всяком случае, за то, что он обвинял других в коррупции или других недобрых делах, его часто не любили. Такие люди начали его избегать. Они боялись того, что он может собой представлять. Очевидно, был нетерпимый ко лжи и неискренности в художественном мире, потому и протестовал против этого.

Он сам себе снискал признание и самостоятельное существование, не зависел от нынешних условий и никогда не просил утверждения как художника. Он сам прокладывал свою дорогу. Имея такой характер, Богдан был очень интересной фигурой, которая далеко вышла за рамки Львова и рамки простого украинского художника. Сделав это, очевидно, он понес людям и чужестранцам информацию об Украине, чем завоевал себе славу известного художника. Это большая утрата еще и как гражданина, потому что он принадлежал к выдающимся украинским патриотам и пользовался серьезным уважением. Своим примером он учил людей самоуважению и критицизму. Украина потеряла человека, который был честным и откровенным, прежде всего, с собой.

«ПАТРИОТИЗМ ДЕЛА...»

Николай ГОРЫНЬ, общественно-политический деятель, государственный служащий:

- Богдан был очень хорошим товарищем и невероятно сложным человеком. Как и любая творческая натура не укладывался в какое-то прокрустово ложе общественного поведения, которые мы произвели, наподобие «хороший», «интеллигентный», «воспитанный». Он мог быть и жестким, и едким, и саркастичным. Порой очень любил эпатажные вещи, в которых проявлялся не так его характер, как характер людей, которые реагировали на это. Мне кажется, иногда он выстраивал себе определенные типы людей, что, возможно, помогало ему в творчестве.

У него действительно было обостренное чувство справедливости. Настолько, что во многих случаях он принимал решение не подать руки, и это объявлял открыто, мог публично сказать человеку, что он говорит неправду или поступает неправильно. В забаве он был невероятно веселый и изобретательный, особенно в молодые годы. Все знали, кто такой Богдан Сорока и понимали - если он будет, то забава точно удастся.

«ЦЕНТР ЛЬВОВА»

В отличие от многих людей, которые иногда патриотической фразой прикрывали некую свою бездеятельность и хотели зарекомендовать себя особенными патриотами, он не был активным участником тех процессов. Его позиция гражданина и патриота шла через творчество. В 60-е годы ситуация, когда он сделал иллюстрации к книжке Игоря Калинца, в отношении которого все же не сумели доказать того, что он специально передал эти достижения за границу для печати - как провидение Всевышнего. Поэтому тот патриотизм дела, патриотизм в работе, мне кажется, является намного лучшим примером, чем какая-то не всегда эффективная работа на словах, публичных высказываниях или имитации какой-либо публичной работы.

Думаю, это самый воспитательный момент - узнать человека сквозь призму его творчества. Не надо влезать в «бери пример». Примером является работа каждого на своем месте. Само общение с ним иногда было обжигающим - это еще один воспитательный момент, особенно когда ты в каких-то экстремальных ситуациях, то больше запоминаешь. А с ним все время можно было находиться в экстремальных ситуациях. Мы потеряли еще и прекрасного семьянина. Он воспитал и вырастил старшую дочь-скрипачку Соломию, которая известна в мире, гены передались и младшему внуку, снявшемуся в фильме «Поводырь». То есть генетика, которую заложили, действительно передалась и держится в этом роду. Если эта традиция будет воспитываться в Украине, мы получим другое общество.

Дмитрий ПАЛЬЧИКОВ, Львов. Фоторепродукции из архива «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ