История как наука, наверное, является самой бесправной: каждое поколение, каждый вождь пытаются вмешаться в ее недра. Хорошо, когда с целью отыскать что-то новое, но чаще, чтобы сказить «невыгодную» информацию, событие, личность...
Известно, что одним из самых масштабных, самых циничных примеров написания «нужной» истории практически «с нуля» была и остается «История государства Российского» Карамзина, выполненная по заказу императора. И ничего, что для ее более-менее правдоподобного существования (до сих пор) в те далекие времена необходимо было уничтожить монастырские и церковные архивы в Киеве, а часть документов, по данным научных работников, была переписана заново так, чтобы именно они стали «источником» для ссылок и цитирования.
История Украины также проходила ревизии чуть ли не каждый век. Часть страниц была «вырвана по живому», часть — переписана в угоду тоталитарным режимам. Переписывается она и до сих пор...
Именно из-за такой впечатлительности нашей истории бесценными островками на пути ее спасения являются малые истории, пишущиеся краеведами, энтузиастами о своих селах, городках, районах, областях. Именно эти спасительные «исторические островки», я убежден, станут в будущем гарантом того, что наши первоисточники трудно будет исказить.
В контексте высказанного важным событием стало недавнее издание Сумским издательством «Собор» солидного историко-краеведческого исследования Игоря Скрипченко и Ивана Абаровского «Недригайлівщина в дзеркалі історії», в которую вошли очерки по истории Недригайловского района Сумской области с самых древних времен до начала ХХІ века. Это первое издание, наиболее полно охватывающее события одного из регионов Сумской области, предоставляет новые, доселе неизвестные материалы, открывая исторический срез. Подарочная книга объемом 450 страниц, с десятками исторических снимков, карт, схем была издана на земляческие средства уроженцев Недригайловщины, проживающих в Киеве, Полтаве, Сумах.
В своем вступительном слове к книге заведующий кафедрой украинской истории и этнополитики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, доктор исторических наук Анатолий Коцур, который также родом из Недригайловщини, отмечает: «В большинстве населенных пунктов Недригайловщины, наверное, как и в большинстве людей, приятные, светлые, радостные моменты переплелись с драматичными, трагичными. Были времена расцвета и упадка, безвременья и возрождения. Авторы стремились без преувеличений, ретуши и украшений преподать многовековую историю этой земли, но не затенять и светлые ее страницы. Актуальность издания, кроме уже отмеченного, еще и в том, что аналогов ему на Недригайловщине нет».
Добавлю, что этот веками непокоренный край за время своего существования дал Украине и миру таких титанов духа, как народный мститель Семен Гаркуша, писатели Филипп Капельгородский, Михайло Осадчий, Дмитрий Билоус, Алекса Ющенко, Григорий Билоус, Иван Власенко, художник Нестора Кизенко. С ним связаны судьбы рода Полетик — собирателей документов по истории Украины XVII—XVIII веков, Героев Советского Союза отца и сына Соколовых — Емельяна Лукича и Григория Емельяновича, М. И. Денисенко, многих Героев социалистического труда. На территории района в свое время был установлен первый в мире памятник мамонту, найдены исторические свидетельства существования древних городов Попаш и Вехань. По стежкам-дорожкам Недригайловщины прошли на Полтавскую битву шведские полки, отзвенела стременами конница Нестора Махно, прорычала танками немецкая армада, направляясь на битву под Курском. Было здесь все: плохое и хорошее, светлое и темное. И весь этот спектр авторы не обошли, а напротив — воскресили, чтобы юные потомки знали правду.
А еще, помимо всех человеческих и исторических ценностей Недригайловский район уникален своей древней маленькой рекой Сулой, которая не разделяет недригайловцев на два берега — левый и правый, а наоборот — соединяет еще крепче. Потому что, в свою очередь, ее питают маленькие ручейки, впадающие в Сулу со всех сторон, чтобы усилить ее питательную влагу, силу, стремительность и не дать засохнуть.
Так было. Так есть. Так будет.