Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Такое веселое... кладбище

4 августа, 2004 - 20:46
В РУМЫНИИ ЛЮБЯТ УСТАНАВЛИВАТЬ БОЛЬШИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ВОРОТА И ПЕРЕД КУЛЬТОВЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ, И ПЕРЕД ДОМАМИ / ПОЛВЕКА ТОМУ НАЗАД СЕЛЬСКИЙ ХОЗЯИН ЙОН ПЕТРАШ СМАСТЕРИЛ ПЕРВЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ КРЕСТ С ПОРТРЕТОМ УСОПШЕЙ, УКРАСИЛ УЗОРОМ И ОСТРОУМНОЙ НАДПИСЬЮ

Когда тяжело на душе (женщина без работы, обсели дети со своими проблемами, к тому же нужно немедленно косить траву...), настоящие хозяева румынского села Сепинца первым делом направляются не в бар, а на местное кладбище. После получасового хождения между могилами выходит человек бодрый, улыбающийся и возвращается к обычной жизни, как будто вышеупомянутые проблемы совершенный пустяк. А часто среди могил слышен громкий хохот. В Сепинце находится единственное в Европе «Веселое кладбище», которому исполнилось 50 лет.

В Румынии любят устанавливать большие старые деревянные ворота и перед культовыми сооружениями, перед домами. А здесь они просто-таки величественные, словно в рай. Именно с названием «Веселое кладбище» этот памятник находится под защитой ЮНЕСКО. В центре кладбища — церковь XIX века, а возле входа в храм — могила основателя «Веселого кладбища» Йона Петраша. Полвека тому назад сельский хозяин смастерил первый деревянный крест с портретом усопшей, украсил узором и остроумной надписью. Приход во главе со священником восприняла это как святотатство, а партийный секретарь немедленно написал об этой выходке самому Генсеку Николае Чаушеску в Бухарест. Хотя родственники покойной согласились, чтобы могилу украшала именно жизнерадостная атрибутика. 25 лет Йон Петраш выполнял эту необычную работу. Перед собственной смертью в 1977-м себя изобразил для надгробия с такими словами: «Здесь похоронен мужчина, который за всю жизнь никому не причинил зла».

Как настоящий мастер, Йон Петраш готовил себе замену, и после него колоритные памятники делает ученик — Думитру Поп, который ухаживает за домом-музеем Петраша. В нем находится мастерская Думитру. Из жизни покойника берется что-то особое, характерное. Текст, рисунок, узоры — все непременно согласовывается с родней, которые за работу и место платят немалые деньги. Правда, иногда удивляет чрезмерная откровенность. Мы привыкли, что о покойнике говорят только хорошее или ничего. А здесь! Скажем, мужчина жил недостойно. И читаем словно обращение от него самого к сущим: «Было время, когда я увлекался спиртными напитками, любил изрядно выпить. Смотрите, друзья, чтобы с вами не случилось то, что со мной». Таких «воспитательных» эпитафий здесь немало. Размышления окутывают душу только на миг, потому что рядом такое знакомое о теще. От зятя: «Под этим камнем лежит теща моя. Если бы она еще три дня прожила, то вечным сном почил бы я, а читала эти слова она».

Идея «Веселого кладбища» возникла еще с языческих времен, когда смерть воспринималась с радостью, потому что закончились муки, страдания на земле, а на том свете ждет рай. Сама церемония прощания с умершим происходит по христианскому обычаю — вынос гроба из дома, молебен в церкви, слезы, и никто не улыбается даже тогда, когда в землю закапывают гроб. Он весь в цветах и ждет, когда свое дело сделает Думитру Поп. Радуются после, когда душа умершего на небесах. Каждое лето на кладбище проводятся фольклорные фестивали. Поют, танцуют, музыка играет до утра — кажется даже могилы подтанцовывают.

В Сепинце живут рядом румыны — православные и греко-католики. Много мужчин сейчас работают на строительных работах в Западной Европе. А многие женщины занимаются народными промыслами. Изготавливают из овечьей шерсти ковры, покрывала, плетут сумки, делают вышиванки. Все это развешено на заборах домом. Когда приходит воскресенье, то все девочки, женщины, бабушки одевают народные костюмы и направляются в два храма. Греко-католики построили мужской монастырь с самым высоким в Румынии шпилем. Православные больше всего гордятся своей старинной церковью.

Река Тиса является границей между румынским уездом Марамуреш и Закарпатской областью Украины. Из закарпатских сел Бедевля, Грушево видно острый шпиль монастыря в Сепинце. Его назвали «Сепинца-Перь» (Перь в переводе — Грушево) в честь разрушенного древнего монастыря в Грушево, в котором, говорят легенды, печатал книги сам Иван Федоров.

Возле румынской Сепинцы расположено украинское село Реметы, где недавно освятили новую православную церковь. Отец Николай Ковач говорит, что соседи ходят друг к другу на церковные службы. Украинцы с радостью посещают «Веселое кладбище», не один думает, что бы о нем написали. И знаете, говорит священник Николай, после таких экскурсий некоторые стают намного добрее. На «Веселое кладбище» едут туристы со всего мира. Дважды мне довелось здесь побывать с правительственными делегациями из Украины. Как ни пытался сфотографировать наших возле могил с улыбкой во все лицо, ничего не получалось. Каждый прятал улыбку. Почему такие закомплексованные? Западноевропейцев не нужно заставлять, и они прямо за животы держались.

Дому-музею Йона Петраша я подарил стих нашего поэта Василия Симоненко «Веселые похороны» в переводе на румынский язык. В нем говорится о том, как хоронили безразличие. И от этого «танцювали дерева, веселилися квіти, умывалося небо у синяві рік»...

Богдан БАРБИЛ, с. Сепинца, уезд Марамуреш, Румыния, специально для «Дня». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ