Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Такой знакомый и незнакомый Параджанов

В Киеве отмечают юбилей фильма «Тени забытых предков»
15 февраля, 1996 - 20:29

Армянин, рожденный в Грузии и «отсидевший в советской тюрьме за украинский национализм», — так говорил о себе Сергей Параджанов, — «отомстил за все — Украине любовью». Его нет с нами уже двадцать лет, но он продолжает «мстить». Творчество мастера изучают в школах и институтах. Выходят книги воспоминаний и монографии о великом кинорежиссере и сценаристе, снимаются документальные фильмы, проводятся выставки.

В Музее книги и книгопечатания на территории Киево-Печерской лавры была представлена книга-альбома тбилисского фотографа Юрия Мечитова «Сергей Параджанов. Хроника диалога», а также открылась выставка портретов кинематографиста из частных коллекций. Они прошли в рамках второй встречи галереи «Параджанов-Арт», посвященной 45-й годовщине выхода на экраны шедевра мирового кино «Тени забытых предков» (основной организатор акции — Армянское общество культурных связей «АОКС». Впрочем, о «Тенях...» говорили мало, в основном речь шла о великом мастере...

Кинорежиссер Роман Балаян — автор идеи «Параджанов-Арт» с грустью сказал «Дню»: «Похоже, что эти встречи нужны только армянам, а ведь Параджанов — украинский кинематографист, он очень многое сделал именно для нашей страны. Когда поднимался вопрос о Музее Параджанова в Киеве, я, кажется, был единственным противником. Объясню свою тогдашнюю позицию: Сергей Иосифович жил в районе площади Победы в доме на 7-м этаже, и поэтому превращать его квартиру в музей я посчитал нецелесообразно. К тому же нам никогда не превзойти Ереванской экспозиции, а мы смогли бы выставить, в лучшем случае, только копии тех вещей, картин и коллажей, которые собраны в Армении. Поэтому я предложил создать вместо музея галерею «Параджанов-Арт», чтобы привлекать талантливых молодых людей».

И молодые откликнулись. Кроме выставки коллажей в стиле Параджанова Аллы Жмайло, здесь представлены работы школьников — участников Всеукраинского историко-литературного конкурса «Лицарі українського романтичного світосприйняття Михайло Коцюбинський та Сергій Параджанов».

Отдельное место в экспозиции занимают портреты Параджанова, написанные другом кинорежиссера, известным украинским художником Юрием Новиковым (к сожалению, 50 дней назад ушедшем из жизни). В своем последнем интервью Юрий Новиков рассказал, что Параджанов приезжал к нему домой, когда вышел из тюрьмы и получил запрет на проживание в Киеве. Сергей Иосифович предложил Юрию нарисовать портреты друг друга. Но не кистью, а расческой или вилкой, т.к. они несут энергетику человека. На прощанье подарил Юрию зеркальце, которое зарисовал краской, сказав: «Захочешь меня увидеть, сотри краску». Когда Сергея Параджанова не стало, Новиков нарисовал 47 его портретов! Но краску так и не стер. Образ мастера берег в своем сердце, а портреты из выставки в Лодзи разошлись по всему миру (один из них, подаренный художником Музею кинематографии в Лодзи, потрясает зрителей — на нем руки Параджанова, истекающие кровью, прибиты гвоздем к его рту)...

А вот автора альбома Юрия Мечитова, который тридцать лет дружил с опальным кинорежиссером и столько же его фотографировал, на киевской выставке не было. Как не было и чиновников из Главного управления культуры КГГА, которые значились в числе организаторов.

В книге «Сергей Параджанов. Хроника диалога» с предисловием Эльдара Рязанова собраны все фото, скрупулезно сделанные Юрием Мечитовым в Грузии. В фолианте, который весит почти три килограмма (!) — 464 страницы, мастер грустен и весел, ироничен и задумчив.

— Я помню, как Юрий почти ежедневно рано утром приходил в дом Сергея, когда тот жил в Тбилиси, — рассказала вдова Параджанова Светлана Щербатюк. — Он тихонько садился в угол с фотоаппаратом в руках, снимал самые удачные, на его взгляд, моменты. За 12 лет у него собрался большой архив, который рассказывает о грузинском периоде жизни Сергея. Некоторые фото стали известными во всем мире. Например, Сергей с обнаженным торсом и с клеткой с попугаем на голове. Или другой снимок, где Сергей словно бы в полете. Это фото подсказало тему киевскому фотомастеру Виктору Марущенко (он поместил летящего Параджанова над площадью Победы, над домом, где он жил до ареста, и с которого его и отправили в тюрьму). Кстати, Сергея мало снимали киевские фотографы. Исключение составляли: Юрий Скачко, Александр Антипенко, который сейчас живет в Москве, Андрей Владимиров, который живет в Германии, и Петр Владимиров. Если бы собрать все их снимки, могла бы получиться великолепная книга-альбом.

Светлана Ивановна побывала в Тбилиси, когда там устанавливали памятник Сергею Иосифовичу Параджанову. И, конечно же, не могла не придти к дому, где он жил. Сейчас его занимают незнакомые люди, ведь дом давно продан. По ее словам, дух великого мастера там остался. Во дворе часто собираются почитатели творчества Параджанова. Соседи рассказали, что один человек пришел сюда, из Одессы... пешком, чтобы почтить память великого кинорежиссера

— Он творил и жил как гений, — подчеркнула художница, профессор Киево-Могилянской академии Ольга Петрова. — Мне было 18 лет, когда я познакомилась с Параджановым. Молодежь не просто любила, а боготворила Сергея Иосифовича. Параджанов всегда фонтанировал идеями. К нему приходили, чтобы «подпитаться». То, что я стала «незашоренным человеком» — все это благодаря Параджанову, его раскрепощенности, творческим играм, которые он устраивал у себя дома для друзей и даже для случайных прохожих. Сергей Параджанов — как катализатор, проявлял художников, пробуждая в людях чувство прекрасного. Поэтому к нему тянулись. Это была своего рода наркомания. Без общения с ним трудно было жить. Я вспоминаю премьеру «Теней забытых предков» в кинотеатре «Украина», он стоял у двери, чтобы творческую молодежь пропустили в зал.... Параджанов был пост-модернистом уже тогда, когда у нас об этом термине даже не слышали (в 1972 году о параджановкой стилистике заговорили в мире, а Сергей Иосифович к тому времени уже создал свои коллажи, тем самым, открыв новое направление в искусстве).

Наталия ЗИНЧЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ