После масштабных спектаклей — интерпретаций классических произведений — со сложной драматургией и тяжеловесными художественными конструкциями «Киев модерн-балет» предложил зрителям некое театральное «хулиганство». Основная цель озорного, яркого и шутливого спектакля «In Pivo Veritas» — наслаждение танцем.
«Киев модерн-балет» во главе с хореографом Раду Поклитару создали свой вариант известного античного афоризма «In vino veritas», предложив поискать истину не только в вине, но и... в пиве. Определив жанр спектакля как «слабоалкогольное зрелище», артисты дали возможность зрителям стать участниками настоящего веселья — хмельного и в то же время утонченного, эффектного, несколько экзотичного, с хореографическими изысками и колоритными номерами.
Музыкальной основой одноактного балета стали ирландские народные песни и музыка эпохи Ренессанса. Отсюда — художественное решение спектакля и, в частности, — костюмы: цветные клетчатые юбки в сочетании с балетными пачками, полосатыми гетрами выглядели и стильным, и эпатажными. Сценографические апартаменты — пивная, в которой герои сидят или даже спят за деревянными столами, смеются, шутят, любят, а также танцуют.
Кажется, артисты не работают в спектакле, а играют в веселую, непринужденную жизнь, в которой можно так просто шуметь, пить пиво или, также играя, легко парить в фуэте. А еще — «опьяневшей» от красоты и зрелищности постановки публике демонстрировать свои технические возможности: мол, смотрите, на что мы способны! Недаром в балете много сольных номеров, подчеркивающих мастерство каждого артиста. А их в спектакле немало: Анатолий Козлов, Ольга Кондакова, Элина Винникова, Анна Герус, Елена Долгих, Галина Микитюк, Мария Пустовалова, Елена Симонова, Анастасия Харченко, Евгений Барановский, Дарья Цыгипа и другие.
Спектакль «In Pivo Veritas» очень свободен и легок с точки зрения мизансценирования (опять-таки в отличие от предыдущих постановок Р. Поклитару). Пока один из участников зрелища исполняет свой сольный номер, остальные — раскованно общаются, смеются, время от времени отпивая от огромного бокала с пенистым пивом.
Вместе с тем, несмотря на шуточность, развлекательность балета, драматургия постановки продумана и интересна. Кроме праздника и веселья, все увиденное может пониматься как хмельной, забавный, и в то же время немного лиричный сон, в котором есть место не только радости и беззаботности, но и любви, человеческим взаимоотношениям, тонкости чувств, свету, добру и неуловимой теплоте ощущений от жизни как таковой. Задор и динамика спектакля свидетельствуют о внутренней молодости его создателей наряду с неоспоримым профессионализмом. Ведь так утолять жажду танца может только тот, кто смел и молод душой и телом!
Сегодня, если мы говорим «Киев модерн-балет», то подразумеваем высший класс современного танца с отточенной техникой и оригинальной драматургией. Напомню, этот коллектив став популярным не только в Украине, но и в других странах, много гастролирует. С его руководителем Раду Поклитару — личностью яркой и талантливой нам удалось пообщаться после премьеры балета «In Pivo Veritas».
— Раду, как возникла идея создания такого озорного, театрально-хулиганского спектакля, как «In Pivo Veritas»?
— Мне хотелось создать спектакль, который бы отличался от всего того, что наш зритель видел ранее. Ведь постановка «In Pivo veritаs» — это танец ради танца, некое танцевальное веселье, которое, надеюсь, порадовало. А кроме того, сам я люблю пиво, отсюда, наверное, название спектакля.
— Расскажите об изменениях в жизни «Киев модерн-балета» за пять лет существования коллектива?
— Мне кажется, каких-то глобальных, не бытовых, изменений не произошло. Мы по-прежнему позиционируем себя как репертуарный театр современной хореографии. Единственное, что бы я отметил: за пять лет существования «Киев модерн-балет» стало проще работать с артистами — они научились понимать меня с полуслова. Сформировалось настоящее творческое единство, коллектив единомышленников, воспринимающий меня не только как учителя, ведь артисты — тоже соучастники творческого процесса.
— Сегодня вы много гастролируете, а какие европейские театры, коллективы, школы вам импонируют?
— Я бы отметил Современный балет Нидерландов. Это коллектив со своим «почерком», хореографией. Сегодня они являются абсолютными лидерами современного балета. И когда у нас есть возможность, мы с удовольствием посещаем их спектакли. Коллектив NDT — это нечто уникальное!
— В свое время достаточно неожиданной была ваша постановка балета «Весна священная» И. Стравинского на сцене Национальной оперы Украины, которая недолго «продержалась» в репертуаре театра. Не собираетесь ли возобновить этот балет на другой сцене?
— Я об этом не думал, ведь если говорить о стационарной сцене, то инициатива может исходить только от руководителя конкретного театра. А, предположим, включить этот спектакль в репертуар «Киев модерн-балета» достаточно сложно, поскольку он не мобилен — там очень масштабные сценографические конструкции, которые перевозить будет затруднительно...
— Раду, сегодня вас приглашают участвовать в различные шоу-телепроекты. Насколько такая работа интересна, что вы в ней для себя черпаете?
— Изначально, соглашаясь участвовать в проекте «Танцы со звездами», я достаточно скептически к этому относился. Но вскоре очень увлекся. Могу сказать, что такая работа стала полезной для меня, поскольку узнаваемость увеличила поток зрителя на спектакли «Киев модерн-балета». Кроме того, я приобрел новых друзей, с которыми всегда приятно встречаться и общаться.
— А чем порадует публику «Киев модерн-балет» в ближайшем будущем?
— Я не люблю озвучивать идеи, планы, мечты... Могу сказать, что последствия финансового кризиса стали ощутимы и для нашего коллектива. Поэтому последние наши работы малобюджетны, с небольшими финансовыми затратами. Их, конечно же, не сравнить со спектаклями «Андеграунд» или «Щелкунчик». Мне сегодня уже очень хочется поставить большой, полновесный балет на два действия. Но это, опять-таки, пока мечты...