Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Текстиль как... чудо

8 июля, 2009 - 21:11

Увидела свет монография «Людмила Жоголь — волшебница художественного текстиля», напечатанная в издательстве «Либідь» в 2008 году. Эта содержательная, интересная, познавательная книга является своеобразным залогом того, что не так все и плохо в государстве, где рождаются такие таланты, и где еще есть возможность на государственные средства выпустить о них книги.

Долгожданная монография о народной художнице Украины, академике Украинской академии архитектуры Людмиле Евгеньевне Жоголь стала заслуженным подарком для нее самой и для всех почитателей ее таланта. Без преувеличения можно говорить, что для истории украинского ткачества, имя Л. Жоголь уже стало своеобразной легендой. Она долгие годы плодотворно, с увлечением и вдохновением работала над возрождением этого вида декоративного искусства, отстаивая его традиционные основы, а также настаивала вывести его на новый, более современный уровень, используя ткачество в оформлении общественных интерьеров.

Над написанием монографии трудился авторский коллектив: Зоя Чегусова — искусствовед, научный сотрудник ИИФЭ им. М.Т. Рыльского, заслуженный деятель искусств Украины, Лауреат Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко; Татьяна Кара-Васильева — доктор искусствоведения, заведующая отделом декоративного искусства ИИФЭ им. М.Т. Рыльского, член-корреспондент Академии искусств Украины, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премий им. Д. Щербакивского, П. Билецкого и Ф. Колессы; Тамара Придатка — искусствовед, член правления КОНСХУ, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института украиноведения Министерства образования и науки Украины. Кроме того, что все эти авторы являются активно действующими представителями своего профессионального цеха, они длительное время, так или иначе сотрудничали с самой героиней книги, и это прибавляет тексту неоценимые преимущества. Есть ощущение живого, преисполненного воспоминаний слова и критических рефлексий к тем или иным событиям, которые сопровождают магистральный контекст событий.

Текстуальная ценность представленного материала заключается именно в сочетании академического стиля, эмоциональных высказываний и ввод в структуру текста поэтических строф, что делает эту монографию очень приятной и комфортной для чтения. Также в текст введены собственные воспоминания мастерицы о переплетенной многоцветной нитью жизни и творчестве, приведены письма о ней и для нее. И это тот, почти потерянный эпистолярный жанр, который дает ощущение, что история, состоит не из дат, а из дуновений. Могу признаться, что далеко не все искусствоведческие труды мне удалось прочитать до конца с ощущением, что это произошло легко и с эстетическим наслаждением.

Эта книга построена, казалось бы, просто, но в ней есть и интрига вкуса и красоты, которая дает возможность листать ее долго и часто, разглядывая роскошные цветы гобеленов, которым здесь пропет гимн, останавливаться на их фактурах, рассматривать фото Людмилы Жоголь, читать поэтические строки, которые являются ступеньками вхождения в основной формат текста.

Людмила Жоголь, благодаря Богу и сильным генам родителей живет долгую, интенсивную жизнь, когда непрерывно из года в год создается биография. Исходя из этого, книга построена по принципу двух половин. Тамара Придатка сосредоточила свое внимание на детской, юношеской, студенческой биографии мастерицы, которая стремительно ворвалась в напряженную творческую взрослую жизнь. В этой главе речь идет об инициативах и новациях Жоголь, которой принадлежит право первенства в возведении мостов между народным и профессиональным искусством ткачества. Повествуется о нелегких испытаниях на прочность характера, который удалось показать Людмиле Жоголь, настойчиво вводя гобелены в интерьеры общественных сооружений, также осуществляя комплексные текстильные проекты в убранстве гостиничных комплексов, среди которых достаточно показательной является работа над оформлением гостиницы «Киев».

Второй раздел «Буйство щедрого таланта» написан Зоей Чегусовой и посвящен творческой зрелости мастера. Ее портрет, эмоции, жизненные сомнения, философия разворачиваются на фоне гобелена. В станковых произведениях звучит песня в честь красоты природы, но как песня имеет бесконечную жизнь в оттенках голосов, так и тема цветка приобретает тоны и ассоциации, которые раскрывают душу умелицы. Она не стесняется делать красоту, и в этом ее непреодолимая сила в новейшей эстетике, которая наступает на пятки гармонии и согласию.

Жестко ворвался в душу мастерицы Чернобыль, изменив золото и зелень ее трав и цветов, на напряженный черный фон. Нить запульсировала беспокойством. И после этой серии Жоголь никогда не вернется к прежней мягкости колорита и форм. Как, например, в работе «Рожь цветет, а терн отцветает» (2001) одинокое дерево в центре тяготеет к основам монументального. В гобелене «Пора, брат, пора» (2003) птицы собираются в теплые края, и в прощальной ноте багрянца выведено состояние Большого одиночества.

Также в это время она сделала гобелены «Золотые холмы Киева» (2000) и «Киев весенний» (2004), которые можно время от времени видеть как неизменный фон, в калейдоскопе лиц политического бомонда под названием — Кабинет Министров Украины.

Зоя Чегусова подробно прослеживает изменения в творчестве Л. Жоголь, давая блестящий искусствоведческий анализ большому количеству работ. Она уделяет внимание ее выставочной деятельности, которая приобретает активность именно в нынешний период.

Последний раздел, написанный Татьяной Кара-Васильевой, посвящен искусствоведческому достоянию Людмилы Жоголь. В этом плане она уникальный художник своего времени, который всегда сочетал воплощение себя в слове и образе. Параллельно с активной общественной позицией, которую она часто высказывала, Людмила Жоголь является искусствоведом, который занимается фиксацией времени. Работая над убранством общественных интерьеров, она написала ряд научных работ и защитила кандидатскую диссертацию по этой же теме. Для себя я нашла изречение, которое очень точно передает сущность Людмилы Евгеньевны — «художница, которая влюбилась»... И сила той любви к мужчине, сыну, людям в целом, к ткачеству, земле, жизни — является тем пульсирующим нервом, который отрывает ее от будничности и проявляется во всем, за что она берется.

Будучи специалистом в отрасли ткачества и оформления интерьерных пространств, она всегда довольно выразительно выступала на встречу талантам и боролась с серостью и невежеством руководства, которое должно ставить последние точки в судьбе тех или иных архитектурных объектов. Она и сейчас ярким и острым словом стоит на страже монументальных комплексов, которые власть и новые деятели от частной сферы, будто бы сражаясь сами с собой, нещадно уничтожают.

Последние страницы книги, в которой собраны лишь скупые факты событий из жизни Людмилы Жоголь свидетельствуют о том, что она — живой пример и образец того, что если родился красивым, умным, смелым и талантливым, тогда сам можешь построить свою жизнь — достойную и интересную.

Люди с радостью на ее многочисленных выставках дарят ей цветы, а она образ цветка дарит нам всем через плетение нитей и плетет судьбу дальше...

Елена СОМ-СЕРДЮКОВА, кандидат искусствоведения
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ