Кто-то может говорить об этом мужчине, что он отшельник, кому-то захочется употребить модное сегодня словцо «дауншифтер», а люди из окружающих сел называют его Скифом. Это я об Олеге Петрике, который вот уже более 20 лет проживает на Каневщине в бывшей казацкой столице — Трахтемирове. Однажды киевлянин актер Олег Петрик приехал в Трахтемиров на съемки фильма о затоплении сел, да и остался здесь навсегда. Купил хату у деда Прокопа. Причем хата эта была построена в 1886 году и уже существенно вросла в землю, поэтому пришлось выкапывать.
Сейчас у него три собаки. Две борзых — Лад и Скиф — и боксер Динария постоянно требуют к себе внимания. Так, с борзыми приходится ежедневно гулять и преодолевать дистанцию как минимум в 18 километров. Динария в это время охраняет дом. В прошлом году хозяин возил ее в Киев на операцию — вырезали раковую опухоль и уверили, что собака проживет не больше трех месяцев. Однако Динария до сих пор бойко бегает по двору.
— Это же Трахтемиров, здесь ничего плохого не может случиться ни с человеком, ни с животным, — убежден Олег Петрик. Говорит, что чувствует себя здесь действительно счастливым человеком. Единственное, по чему скучает, — это кино. Мол, сегодня уже нет настоящих фильмов, есть только кинопродукция. Время от времени ходит к друзьям в соседнее село (потому что в его доме нет электричества), чтобы посмотреть какой-нибудь фильм. Беспощадно критикует большинство увиденных картин: «Раньше постановка была такая: что я хочу сказать, через что, а уже потом — как, а теперь это «как» в первую очередь. И главное — люди старое кино не могут смотреть, потому что это утомляет мозг, полностью атрофированный благодаря компьютеру. Я вот перестал крутить железную палку и уже чувствую себя слабее. А это же мозг — его нужно постоянно напрягать, постоянно развивать. А теперь как? Набрал на клавиатуре комбинацию, получил ответ, и сразу же его забыл. И никто ничего не сопоставляет, не делает выводов». Признается, что у него в ящике лежит сценарий фантастического фильма о трех рыцарях (черный, белый и рыжий). Фильм по этому сценарию хотел снимать Тарковский, но умер, и некому снимать. И Олег Георгиевич показывает на собачек, которые по-приятельски дерутся во дворе. Мы смеемся, потому что три собаки как раз таких цветов, как и рыцари из сценария их хозяина.
Обо всех благах цивилизации Олег Петрик не сожалеет. Электричества у него нет, есть мобильный, но никому не звонит, ему сами звонят, потому что к Скифу много народа приезжает. Включает телефон на час вечером. Договаривается о встрече и потом принимает всех, кто приходит впервые, а дальше — в зависимости от того, кто и как себя показал. Бывает, что на выходные по 10 — 12 автомобилей стоит. Приезжают к нему отовсюду. Ведь дом его напоминает самый настоящий музей. Есть здесь много оружия, кусочек голосника от древней церкви, склеенный трипольский кувшин, причудливая лампа времен черняховской культуры, нож древнерусского воина, лопата времен Ярослава Мудрого... Многие вещи хозяин находил в Трахтемирове. Но есть и сделанные руками известного киевского мастера Юлиана Тихонова.
— Это спасено Юлианом — на Киностудии им. Довженко сжигали реквизит как мусор, — показывает на деревянную скульптуру из польского костела (украинское барокко, конец ХVII века), — а это вот — головка Минервы, которой три тысячи лет. Найдена в Киеве на Владимирской улице, на газоне валялась, — смеясь рассказывает Петрик. Он из тех людей, которые ценят вещи и считают, что если вещь долго хранится, то несет в себе энергетику прошлых времен, помогает восстановить связь с теми, кто жил раньше. Возможно, именно поэтому хозяин спит на... печи древнерусского знахаря. Она была найдена в урочище Монастырек. Печь имеет необычную форму — камни выложены кругом, а внутри — отверстие. Чем-то напоминает жертвенник. Петрик кладет сверху деревянный настил и там спит.
— Я когда купил этот дом, у меня печь сгорела. Поэтому обратился к магу, жившему неподалеку, в селе Луковица. Удивительный человек. У него был такой замечательный сад, даже черные тюльпаны росли! Работал на раскопках. Попросил помочь печь выложить, а он говорит: «Печь я строить не буду, мне неинтересно, а вот если тебе под силу по камню перетащить печь знахаря, чтобы она сохранилась, то я возьму всю документацию у ученого, который эту печь раскопал». Насмехался надо мной, думал, что я этого не сделаю. А я четыре месяца на байдарке по Днепру возил эти камни — мощный песчаник, которому 90 миллионов лет! Когда он увидел мое упорство, то принялся помогать, — рассказал Скиф. Так в его жилище появился главный и самый ценный экспонат. Правда, «родных» камней хватило только на часть печи, а дальше пришлось выкладывать более современным кирпичом.
Происхождение слова «Трахтемиров» разные историки объясняют по-разному. С точки зрения Скифа, лучшее толкование — это «защищенный мир». Есть также версия, что Трахтемиров — это место, где трактовали о мире. Был такой Трактукай, наследник Тамерлана, который в XV веке спасался от своих врагов, и у него здесь была «ставка». Возможно, название пошло от его имени. Петрик много читает и очень переживает, когда о Трахтемирове пишут что-то не так, как оно есть на самом деле.
— Написали, что здесь боги скифам золотые плуги с неба сбросили, и они стали пахарями. После этого все «черные археологи» ринулись сюда на раскопки. Потом были заявления, что в подземном монастыре казаки свои сокровища оставили, и по этому поводу тоже сюда парни с лопатами рванули, а теперь они уже не копают, имеют современную аппаратуру, — жалуется хозяин.
Места, которые непременно стоит посетить:
Маковщина (Поклонная гора). Находится в степи, недалеко от дома Олега Петрика.
— Там есть две груши. Между ними — место старого древнеславянского капища. Очень сильное место. У нас это называется Поклонная гора, здесь мы здороваемся с полуостровом. Местные называют его также Маковщиной, потому что когда в жаркий день кто-то шел без сил, стоило только лечь на землю и полежать, как человек вставал, и его шатало. То есть действие, как от мака.
Высота «222 метра», или «Три ангела». Это место у всех мистиков, изотериков и древних магов считалось очень мощным силовым центром. Сторонники идеи о духовном кристалле Земли утверждают, что именно здесь находится этот кристалл и излучает своими гранями энергию.
— Ко мне приезжает лечиться один молодой человек. Он на мотоцикле гонял по Тибету. Влез в какой-то храм, а когда увидел, что под ногами пол из человеческих черепов, испугался и убежал. Сейчас у него белокровие и еще какие-то непонятные болезни. Врачи отказываются лечить. А пребывание в Трахтемирове, на высоте «222» и на Марковом шпиле приостановило у него рост количества лейкоцитов. И теперь он в нужное время приезжает сюда, — рассказал Скиф.
Марков шпиль. Место около высоты «222». По преданию, именно здесь Марком был организован один из первых на Руси монастырей.
— В этом хребте был монастырь, в который сейчас никого не пускают. Археологи не могут попасть туда. Приезжали «черные археологи» из Севастополя — мощно оснащенная команда, с кораблей поснимали технику. Их предупредили, чтобы они ко мне не приходили, но когда они там включили свою аппаратуру, то признались мне, что потеряли 300 тысяч дол. (аппаратура вся сразу сгорела). Я им сказал: «Не нужно лазить где не следует»!
Петрику повезло дважды побывать в подземелье. В первый раз — когда приезжали монахи, и он их сопровождал. Потом как ни искал это место, никакого ущелья уже не было. А во второй раз, семь лет назад, приезжали из Шотландии рыцари. Тогда он снова попал в подземелье и видел две церкви, стены которых были исписаны глаголицей. Следовательно, это очень древние церкви, убежден единственный житель Трахтемирова.