В интервью журналу «Стиль» флорист из Петербурга Владимир Бермяков относительно восхищения искусством украшать банальную будничность цветами сказал так: «Цветочная культура начинается тогда, когда цветы выращивают не для корысти, а чтобы ими любоваться». Традиционно она считается наиболее присущей таким странам, как Швейцария, Германия, Голландия, Дания, Япония. Принимая же во внимание то, что из-за отсутствия средств в Украине быть эстетом может себе позволить далеко не каждый, можно допустить, что обычного обывателя эта культура постепенно перестает волновать. Однако это предположение на днях было опровергнуто после посещения III специализированной Международной выставки «Индустрия цветочного бизнеса».
Откровенно говоря, интерес наших сограждан к такому, казалось бы, нецелесообразному виду человеческой деятельности, как выращивание цветов и искусство их удачно комбинировать, был более чем очевиден. Ажиотаж ничуть не стихал в течение трехдневной деятельности выставки, а ее посетителей далеко от «Украинского дома» выдавали листья только что приобретенных экзотических цветов. И хотя, в принципе, глаз украинца привык к яркости и к некоторому культу растений, искусство составления композиций из цветочного материала, которое демонстрировал голландский мастер, было в диковинку.
Мартин ван Берген без лишней скромности назвал себя самым лучшим флористом Голландии. Он отметил, что флористика как искусство имеет глубокие корни в их стране. А официальные школы флористики существуют в Голландии больше пятидесяти лет. «Нужно все знать о цветах, формах, материалах, которые вы используете, технике. Но, кроме этого, все остальное дается сверху, этому научиться невозможно. Это — дар, — говорит Мартин о своем деле, — и, мне кажется, я родился флористом, заинтересовался цветами, еще когда был маленьким и работал в саду у родителей».
Композиции Мартина не просто необычны и причудливы, у каждой какая-то своя особая энергетика. Он говорит, что может создать из цветов что угодно, а нравятся ему все растения и цветы. Однако для Мартина самым существенным в их выборе есть время года. Например, осенью мастер не любит работать с тюльпанами, а творит исключительно из осенних растений и цветов: хризантем, листьев, тыквы, кукурузы, маленьких ягод, фруктов. Именно они специфичны для этого времени года. Во флористике, как и в любом другом искусстве, что-то всегда меняется: оно совпадает с модой на одежду и внутренним оформлением интерьера. С этим связаны цвета и комбинации. Зимой распространены темные, черные цвета в комбинации с белым. Мартин отмечает, что сейчас очень популярны тенденции, пришедшие из киноиндустрии: энергетика «Властелина колец» и «Гарри Поттера» чувствуется и в композициях. А такие материалы, как корни, кора деревьев, сочетание традиционных цветов с экзотическими создают мечтательное и фантастическое настроение.
В Украине также существуют достаточно твердые и основательные предпосылки для утверждения флористического искусства, стоит только вспомнить декоративно-прикладное искусство и живопись. И, по мнению специалиста сектора ландшафтного дизайна Национального комплекса «Экспоцентр-Украины» Татьяны Хоменко, оно становится все более востребованным. Особенностями украинского стиля во флористике, отмечает Т. Хоменко, является минимальное использование вспомогательного материала; отечественная флористика также, в отличие от голландской, является более приземленной, спокойной, простой и понятной украинскому менталитету. Популярностью продолжают пользоваться классические круглые и треугольные букеты, а вместе с традиционными цветами (красным, желтым, синим, белым) — некоторой оригинальности композициям придают зеленоватые, сиреневые и розовые тона. По мнению флориста, для произведений искусства из цветов можно использовать все — обычную зелень, листву, голые веточеки, чернобривцы, полевые цветы, экзотические растения. А заставить народ ахать от изумления могут и три гвоздички, из которых можно сделать безумный объем и ошеломляющие линии. Главное — вдохновение и творческий замысел.