Напомним, «Сталкеры» поставлены по пьесе Павла Арье «В начале и в конце времен». Премьера «состоялась пять лет тому назад в Молодом театре. Ввиду того факта, что это одна из знаковых постановок современной украинской сцены, которая все это время пользуется огромной популярностью у зрителей, имеет солидную гастрольную историю — Одесса, Харьков, Днепр, Львов, Ивано-Франковск, Херсон, Мюнхен, Гданьск, Прага — и дважды была отмечена премией «Киевская пектораль», в театре после показа планировали устроить символический день рождения. К сожалению, и само представление, и празднование в связи с карантином пришлось отложить.
— Я очень люблю текст «В начале и в конце времен», во времена новейшей Украины это, как по мне, наилучшая пьеса, — говорит режиссер Стас ЖИРКОВ. — Почему в истории со «Сталкерами» возник Молодой театр? Я люблю этот театр, сделал там несколько спектаклей, а Андрей Федорович Билоус хотя и не был моим преподавателем, но он один из моих учителей в профессии. Именно тогда происходила реорганизация театров «Золотые ворота» и Пластичной драмы. По различным причинам я не мог завести в «Золотые...» актеров. Где же было выпускать спектакль с таким звездным составом — Ирма Витовская, Виталина Библив, Алексей Нагрудный?... Тогда я обратился к Андрею Федоровичу, он согласился, чтобы «Сталкеры» вышли в Молодом. Единственное, сразу сообщил, что помещение для репетиций он нам на весь период предоставить не сможет, но за три недели до премьеры уже мог бы нас пускать репетировать в театре. У нас же было помещение, это прежний детский садик, неподалеку от метро «Левобережной». Но там нет отопления. Поэтому зимой, сильно экипировавшись — теплые куртки, у девушек по две пары рейтуз — мы репетировали.
— С какими мыслями начинали работу? Верили, что «Сталкеры» станут настоящим театральным бестселлером?
— Ничего такого не думал. Хотя меня пугало, что этот текст всем нравился. В таких случаях начинаешь раздумывать: а если не справлюсь? Но его воспринимали все же трагически, а мне было интересно поработать с этим текстом в несколько другом русле. Мне кажется, что трагедию нельзя ставить, как трагедию. А комедию — как комедию. Всегда нужно выходить на определенный баланс. Хотя сейчас у меня совсем другие мысли о театре.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ
— Для всех участников спектакля, мне кажется, он был и остается в профессиональном плане особенным. А для одного актера — Влада Писаренко, который в «Сталкерах» играет Вовчика, — еще и в каком-то смысле определяющим. Тогдашний начинающий сегодня — один из наиболее интересных столичных актеров.
— Согласен. Он является представителем команды лучших молодых украинских актеров поколения 25—35 лет. Равно как и Дима Олийнык, Ира Ткаченко, Настя Пустовит. Влад чрезвычайно синтетический. А на то время, когда мы начинали работу над «Сталкерами», Влад Писаренко был вчерашним студентом, он учился у Дмитрия Богомазова. Вспоминаю, пришел к ним на дипломный спектакль, познакомились, спрашиваю: какие планы на будущее? Он начал говорить, что планирует ехать в Одессу. Я говорю: «Какая Одесса? Давай к нам». Сразу почувствовал, что это мой актер.
— Миновало пять лет, но насколько эта история актуальна и в настоящее время.
— Да. Хотя в действительности это страшно.
Как ни досадно, но нынешние реалии лишь усиливают рассуждения и настроения Стаса Жиркова. И если Баба Прися со своими дочкой и внуком жили в обсервации втроем, то в настоящее время на вынужденном карантине — вся страна и не только она. Остается надеяться, что мир, уставший от хаоса и паники, в конечном итоге признает свои ошибки и таки прислушается к древнейшей бабушкиной мудрости...