Американские генетики нашли способ заставить людей работать в полную силу вне зависимости от размера зарплаты. Для этого нужно просто отключить так называемый ген лени. И тогда люди перестанут обращать внимание на то, сколько работы им нужно выполнить до получения награды за свой труд.
Американские ученые обнаружили ключ, который может помочь в лечении симптомов депрессии и других аффективных расстройств человека. Как сообщает журнал Nature, открытие сделали исследователи из Национального института психиатрии в штате Мэриленд, проведя серию экспериментов на приматах. Ученые во главе с профессором Барри Ричмондом считают, что в основе расстройств настроения у человека лежит нарушение процесса принятия награды. Например, люди, переживающие депрессию, обычно не могут работать, потому что не находят существующее вознаграждение достойным. А люди, страдающие от навязчивых неврозов и маниакальной депрессии, часто работают слишком яростно, даже если вообще не получают вознаграждения. Как оказалось, блокируя определенный ген, можно управлять связкой «труд — награда», заложенной в психологическую картину мира примата и, возможно, человека. Ученым удалось с помощью генной терапии превратить медлительных приматов в трудоголиков.
Как и многие люди, обезьяны предпочитают сдаться, нежели упорно добиваться цели, если она кажется труднодостижимой. Если для получения заветного банана нужно жать на кнопку много раз, обезьяны, как правило, сидят спокойно. Они оживляются и приступают к своим обязанностям, только завидев вознаграждение. «Обычно обезьяны и люди любят тянуть резину, — говорит Ричмонд. — Они знают, что если времени достаточно, то работа может подождать, и работают тем лучше, чем ближе процесс вознаграждения». Ученые выяснили, что ленивое состояние вызвано недостатком в организме человека допамина — препарата, ускоряющего кровообращение, стимулирующего выработку адреналина и расширяющего кровеносные сосуды.
А недостаток его вызван существованием гена, который распознает допамин в крови и блокирует его выработку. Поэтому исследователи ввели в мозг обезьяны фермент, нейтрализующий ген — блокиратор допамина. И обезьяны начали работать более активно и без лени. Приматы начинали стремиться даже к самой сложной цели и выполнять все необходимые действия для ее достижения. «Отключение гена привело к заметным изменениям в отношении обезьян к труду», — говорит Барри Ричмонд.
Эксперимент проводился следующим образом. Команда Ричмонда обучила четырех обезьян дергать за рычаг, когда цвет изображенного на мониторе компьютера пятна меняется с красного на зеленый. Животным необходимо было правильно выполнить несколько заданий, за что они получали награду. Чтобы подопытные обезьяны знали, сколько еще заданий им необходимо выполнить, ученые дали им подсказку: на мониторе отображалась серое окошко, которое меняло свой цвет в зависимости от количества выполненных задач. После отключения гена обезьяны переставали думать о том, сколько еще заданий необходимо выполнить, прежде чем они получат награду. Они переставали лениться и быстро выполняли задание, делая меньше ошибок на каждом уровне.
По словам Ричмонда, «обезьяны становились ужасными трудоголиками. Такое поведение выбивается из обычных рамок поведения этих животных».
Теперь ученые надеются расширить исследование и проверить свою гипотезу на человеке. Команда исследователей надеется, что это открытие поможет понять механизмы мозга, лежащие в основе аффективных расстройств человека, связанных с нарушением процесса принятия награды.
Кстати, не так давно американские ученые предложили использовать генотерапию и в борьбе с «природной» мужской полигамией. Они обнаружили ген, при изменении которого мужская особь становится верной. Правда, пока это открытие проверили только на мышах-полевках. Дело в том, что самцы луговых полевок — оптимальный подопытный объект: они спариваются с несколькими самками и не занимаются воспитанием детенышей, в отличие от их ближайших родственников, живущих в прериях, которые отличаются верностью своей пассии. Ученые выяснили, что за верность отвечает гормон вазопрессин, и нашли вырабатывающий его ген.
После активизации гена самцы изменили свое поведение. Они стали спариваться только с одной самкой, даже когда другие мышки пытались их соблазнить. По мнению ученых, вазопрессин активизирует работу центра удовольствий в мозгу мышей, после чего они становятся способными влюбиться, но только в одну самку.
Человеческая модель поведения строится примерно по тому же принципу и управляется похожими гормонами, считают ученые. Они установили, что вазопрессин выделяется у человека во время занятия сексом. По мнению исследователей, это доказывает тот факт, что секс является одним из основополагающих факторов, влияющих на установление обязательств в отношениях между мужчиной и женщиной.