Новая книга Татьяны Кара-Васильевой «Шедевры церковной вышивки Украины (ХII — ХХ век)» знакомит читателя с одной из наиболее интересных и до сих пор мало известных широкой общественности страниц отечественной культуры — с удивительным миром церковной вышивки Украины. Тесно связанное с иконописью и фресками, а позднее — с гравюрой, искусство вышивки было их своеобразным продолжением и, так сказать, оригинальной парафразой в другом материале и жанре.
Автор объемно и полно очерчивает широкую панораму развития церковной вышивки Украины, начиная с вышитого в ХIII в. изображения Богоматери-Оранты из Софии Киевской и завершая плащаницей, вышитой О. Праховой по рисункам Н. Васнецова для Владимирского собора в Киеве в начале ХХ в. Иллюстративный ряд, наглядно представляющий уникальные произведения церковной вышивки, демонстрирует непрерывность развития этой области религиозного искусства. Однако наибольший корпус исследуемых памятников, сохранившихся до наших дней, представлен, в основном, материалами ХVII — ХVIII вв. И это не случайно. Ибо именно в течение этого периода церковная вышивка пережила свой наивысший подъем, превратившись в самостоятельную разновидность украинской культуры, отмеченную чертами яркой национальной самобытности.
Развитие вышивки в Украине было тесно связано с деятельностью женских монастырей, бывших выдающимися центрами культуры и просвещения. На рубеже ХVII-ХVIII вв. ведущим центром вышивки выступает Киево-Вознесенский Печерский монастырь во главе с игуменьей Марией Магдаленой Мазепиной и ее родственницами Мокиевскими. В исследовании автором анализируются подписные вкладные работы семьи Мазепы, в которых мы находим портретные изображения донаторов — игуменьи и знаменитого гетмана. Не обойдена вниманием в книге и деятельность Черниговского Пятницкого и Киево-Флоровского монастырей, монахини которых были родоначальниками стиля барокко в вышивке. В отличие от других видов средневекового искусства, монастырские архивы позволяют установить авторство исполнителей вышивки, а также проследить непростые судьбы монахинь-вышивальщиц и женщин(!)-иконописцев. Представленные впервые на страницах рецензируемого издания, они весьма существенно дополняют наши представления о роли женщины в культурно-образовательной жизни Украины на рубеже эпох средневековья и раннего модерна.
Прослеживая стилевую эволюцию направлений развития вышивки от поствизантийских влияний до ренессанса, барокко и рококо, а также модерна, исследовательница отмечает, что самые выдающиеся произведения были созданы под влиянием стиля барокко, получившего в Украине самобытную местную интерпретацию и наиболее отвечающего украинскому национальному характеру. Инновации барокко затронули самые сокровенные глубины украинской культуры, повлияв на дальнейшее развитие как народного, так и профессионального искусства, на их национально-ментальную окраску.
Итак, художественная вышивка развивалась в едином с общим направлением русле развития украинского искусства, прежде всего, стенописи, иконописи, а позднее гравюры, разных видов декоративного искусства, а также тогдашней литературой, образованием, богословской и эстетической мыслью, религиозными представлениями, особенностями народного мировосприятия и национального менталитета.
Изданная с благословения Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всей Украины информационно-издательским центром Украинской Православной Церкви, эта нарядно, со вкусом оформленная книга является совместным церковно-светским изданием. Бесспорный успех этого проекта свидетельствует о необходимости дальнейших творческих поисков в области научных исследований и популяризации исторических достижений нашего культурного наследства .