Обращение к этническим архетипам, актуализация украинского фольклорного наследия (наряду с классикой и театральным авангардом) является сегодня стабильной частью деятельности Центра современного искусства «ДАХ». Новый проект Владислава Троицкого, «УКРАИНА МИСТИЧЕСКАЯ», представленный под занавес театрального сезона- 2004 — из этого ряда. Определяющим признаком подобных проектов является раскрытие драматургического потенциала украинского мелоса и обряда, нарратива. Даховские фолковые постановки обычно пользуются успехом у киевской публики. Особенно популярным стал спектакль «В поисках потерянного времени… жизни» (отмеченный «Пекторалью» 2002 года за лучший спектакль камерного театра) — хэппенинг a la сельское застолье, к которому присоединялись и зрители. В следующей постановке, «Каменный круг», — с реминисценциями украинского вертепа — фольклорный текст уже заполняет собой смысловую сердцевину сценического действия. В двух названных постановках режиссер сотрудничал с хорошо известными фольклорными коллективами (соответственно — «Божичи» и «Древо»), каждый — с устоявшимися традициями репрезентации аутентичного музыкально-песенного материала.
«Украина мистическая» в этом контексте имеет одно принципиальное отличие. Для этой постановки Владислав Троицкий создал полностью новый ансамбль с эксклюзивным репертуаром и оригинальным названием — «ДахаБраха». Традиционный украинский мелос дополнен звучанием буддийского гонга, индийских барабанов-табла, маракасов, русских трещеток и академической виолончели. «ДахаБраха» по-староукраински означает — давать и брать одновременно. В этом также принципиальная позиция режиссера — не только эксплуатировать художественную традицию, но и обогащать ее дополнительными смысловыми обертонами и эстетическими нюансами. В состав новой группы вошли солистки из фольклорного ансамбля «Кралиця» (Национальной академии культуры и искусств, руководитель — Иван Синельников) — Нина Гаренецкая, Ирина Коваленко, Александра Гарбузова, Елена Цыбульская, к которым присоединился актер «ДАХа» Марк Галаневич. Они сумели благодаря Владу Троицкому поверить в свои творческие возможности и в то, что фольклор может зазвучать оригинально, стильно, убедительно.
«Украина мистическая» создана как открытый, разноформатный проект, который может существовать в разных жанрах и масштабах: салонно-камерном, уличном; быть спектаклем, перформенсом, мистерией. Этот замысел, в свою очередь, выпочковался из другого комплексного проекта — художественных салонов «ДАХа», своеобразной территории креативных встреч художников, ученых, бизнесменов, журналистов, дипломатов. «Украина мистическая», собственно, стала четвертым художественным салоном. На презентации проекта было продемонстрировано действо- мистерия Владислава Троицкого «Пролог к «Макбету». Режиссер признался, что планирует снять полнометражный художественный фильм «Макбет». В постановке действа, кроме ансамбля «ДахаБраха», задействованы студенты Киевского университета театрального искусства, кино и телевидения им. Карпенко-Карого и актрисы ДАХа — Наталья Галаневич и Наталья Перчишина.
В основе постановки — контаминация ритуала и трагедии. Свадьба леди Макбет (акт первый) проходит по традиционному украинскому обряду с девичьими и парубочьими вечерницами, а вступление супругов на царство во втором акте сопровождает «Многая лета…». Хрестоматийно узнаваемо коварство ведьм, а ритуальные соревнования борцов — это одновременный экскурс во времена древнерусских княжеских тризн и в традиции средневековой Японии. Однако, строго говоря, и ритуал, и классика здесь одинаково вневременные, «неисторические». Они объединяются на сцене не линейной логикой, а методом коллажа, при котором сюжетный рисунок проступает сквозь фактуру действия неравномерно, играя контрастами высветленных и затененных элементов. Это похоже на опыт воспоминания, на переживания тревожного сновидения, магниевые вспышки театрализованных видений.
Вся постановка переткана роскошными фактурами: шелковые восточные наряды, вышитые тоненькой золотой и серебряной нитью, сменяются клетчатыми украинскими плахтами. Венецианские карнавальные маски чередуются с гримом в духе японского театра «Но». Все это — находки Владислава Троицкого. Стены, обтянутые черной тканью с изображениями евангельских фигур, — фон, на котором разворачивается действие. Вокруг них в неопределенном сумеречном пространстве либо безвольно плывут, либо пытаются выбраться из него бешеной экспрессией одних лишь взглядов персонажи трагической истории. Вуаль недоговоренности, завеса тайны то раскрывает, то прячет от зрителя непроглядную бездну — нерушимую, как вечность, и неудержимую, как время, где продолжается борьба Черной леди (леди Макбет) и белой птицы (леди Банко). Немой увертюрой их встречи и открывается действие.
По определению ритуал является маркированием охранных пределов человеческого бытия. Однако в «Прологе к «Макбету» все наоборот — ритуалом овладевают инфернальные силы. Свадьба заканчивается похоронами, король Макбет отравляет своего друга, леди Макбет сходит с ума, приняв куклу, подброшенную ведьмами, за собственного ребенка. Ведьмы осуществляют ритуальное прокалывание куклы — леди Макбет умирает. Душа леди Банко, которая появляется в финале в виде жертвенной козы, с головы до ног буквально облеплена грязью. Катарсис, словно зерно из евангельской притчи, брошенное в убедительно черную землю, тихо и постепенно прорастает в душах зрителей. Сознательное восприятие смерти ради грядущего воскресения — логика мистерии. Победа в будущем — это осознание своего поражения сейчас. Пока же — «Ведьмы радуются. Такие дела» — как отмечено в либретто. Мистика и мистерия нынешней Украины...