Мировой кинематограф восстает от зимнего сна, принаряжаясь ввиду первого глобального ритуала, открывающего новый сезон. В Берлине начинается 53-й международный кинофестиваль.
Пиршество Берлинале, как всегда, размашисто и многомерно. Добрый десяток (не считая основного конкурса) программ, весь спектр визуальных поисков. Однако некоторые тенденции видны уже на самом старте.
Судя по всему, уходит время модного азиатского кино. Так, в основном конкурсе практически нет корейских, иранских и индийских фильмов, еще пару лет назад задававших тон на всех крупных кинофорумах. За Азию, как это всегда и было, теперь отвечают две крупнейшие киноиндустрии — японская и китайская. Первая представлена предсказуемым «Самураем в сумерках» (Йоджи Ямада), вторая — масштабным костюмированным эпосом «Герой» киноклассика Поднебесной Чжана Имоу, чьи фильмы, кстати, в свое время также воспринимались в Европе как модная и пряная новинка.
Главное же — торжество мейнстрима. Причем в его самом общеупотребимом, американском варианте. Берлинале открывают и закрывают специальные показы — «Чикаго» Роба Маршалла и долгожданные «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорцезе. В самом конкурсе — активно раскручиваемый «Солярис» Стивена Содерберга, «Двадцать пятый час» бывшего чернокожего радикала Спайка Ли, «Часы» Стивена Долдри, «Адаптация» Спайка Джонзи и «Жизнь Девида Гейла», снятая пребывавшим в последние годы в полузабвении Аланом Паркером.
Вообще, основной конкурс имеет явно ретроградный характер — количество раскрученных, давно известных имен просто зашкаливает. С новыми фильмами приедут итальянец Габриэле Сальваторес («Я не боюсь»), французы Клод Шаброль («Цветок зла») и Патрис Шеро («Его брат»). Вкупе с Паркером, Ли, Долдри и Содербергом (стоит добавить и с нетерпением ожидаемый «Это все о любви» — новую картину одного из основателей «Догмы 95» Томаса Винтерберга) складывается достаточно плотная компания метров, которые будут стоять насмерть на подступах к Золотым и Серебряным медведям. Быть может, смогут вклиниться в плотный строй потенциальных призеров хозяева фестиваля — три немецких фильма, из которых один назван очень актуально — «Прощай, Ленин» (режиссер — Вольфганг Бекер). Но, в любом случае, шансы, например Муссы Сене Абсы из Сенегала с «Мадам Брует» или словенца Дамьяна Козоле с «Запчастями» представляются небольшими...
Отдельный и весьма любопытный раздел — Лагерь талантов Берлинале. Это — пятидневная акция, на которую явочным порядком съедутся несколько сотен молодых кинематографистов, критиков и студентов со всего мира. Все будет как положено — полуночные дискуссии, просмотры, мастер-классы. Непосредственно к Лагерю примыкает и программа Нового русского кино, в которой стоит отметить «Шик» Бахтияра Худойназарова и уже известную киевлянам «Кавказскую рулетку» Федора Попова.
Еще одно нововведение Берлинале — программа короткометражных фильмов, впервые выделенная в отдельную номинацию со своими «Медведями». Для нас короткий метр особенно интересен, поскольку в нем представлена и Украина — очень симпатичной пластилиновой анимацией Степана Коваля «Шел трамвай №9», очаровавшей, кстати, последнюю киевскую «Молодость». Хочется надеяться, что Берлин тоже не устоит.
Всего, что будет происходить десять февральских дней в столице Германии, конечно, не перечесть. Ретроспективы Анук Ами и Фридриха Вильгельма Мурнау, фестиваль детских фильмов, внеконкурсная Панорама, Форум со своими отдельными призами, бесконечные специальные показы... К счастью, «День» будет представлен на этом экранном празднике. И наши читатели в ближайшее время смогут узнать о наиболее интересных событиях Берлинале-53 непосредственно из первых рук.