Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская Брунгильда

Вышли CD с записями легендарной Соломии Крушельницкой
27 марта, 2003 - 00:00


В Национальной музыкальной академии Украины прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти выдающейся певицы Соломии Крушельницкой, и презентация СD с ее записями.

О творчестве знаменитой оперной примы написаны книги, научные монографии, искусствоведческие эссе. В прошлом году 23 сентября отметили ее 130-летний юбилей. Соломия Амвросиевна на сцене была непревзойденной актрисой и великой певицей. С ней мечтали выступать самые именитые вокалисты. Ее обожала публика. Сохранились воспоминания современников, описывающие, как после триумфальных выступлений восторженные поклонники распрягли карету, в которой ехала Соломия Амвросиевна, и тащили ее сами до дома певицы. Крушельницкая всегда была патриотом своей родины, подчеркивая, что она галичанка. (Родилась в с. Билявинцы, ныне Тернопольская обл. — Т. П. ) В певицу были влюблены многие знаменитые личности, в том числе бас Федор Шаляпин. На вечере прозвучали фрагменты их писем друг к другу.

— Искусство для Соломии Амвросиевны всегда стояло на первом месте, — подчеркнула автор композиции и режиссер София Майданская. — Ради сцены певица долго отказывалась от личного счастья. Много и упорно работала, совершенствуя свое вокальное мастерство. Она окончила Львовскую консерваторию по классу вокала и фортепиано. В 1893—1896 гг. стажировалась в Милане, овладев школой бельканто. Выступала на ведущих сценах мира: в Варшаве, Петербурге, Париже, Неаполе, Риме, Милане, Каире и др. У Крушельницкой был огромный оперный репертуар — 60 партий. Ее по праву считали одной из лучших исполнительниц музыки Верди, Вагнера, Монюшко. Нашу знаменитую оперную примадонну называли «украинской Брунгильдой». Сегодня в это трудно поверить, но многие певцы отказывались включать в свой репертуар произведения Рихарда Вагнера, считая, что они портят голос. Соломия Амвросиевна одна из первых разглядела талант немецкого маэстро, по достоинству оценила его новации в области гармонии и оркестровки. Драматический талант актрисы, уникальное сопрано Соломии Амвросиевны спасло оперу Джакомо Пуччини «Чио- Чио-сан». Дело в том, что премьеру, в которой Крушельницкая не участвовала, в пух и прах разнесли критики. Композитор был в отчаянии. Пуччини обратился к певице, понимая, что только ее мастерство сможет раскрыть тонкий лиризм и психологизм сюжета его оперы. И Крушельницкая выступила триумфально, а «Чио- Чио-сан» поныне является одной из жемчужин мировой классики, ставится во многих странах мира. Поляки называли певицу «наша Меа». Когда Крушельницкая подписала контракт с «Ла Скала», ей устроили грандиозные проводы, а на память подарили лавровый венок, сделанный из золота. За всю свою долгую сценическую жизнь Соломия Амвросиевна никогда не знала, что такое провал.

Находясь на вершине оперной славы, она ушла из театра и занялась камерной музыкой. Выступая за рубежом, пропагандировала украинскую музыку, всегда включая ее в свои сольные концерты. Неосуществленная мечта Соломии Амвросиевны — петь в Киеве. Ни разу Крушельницкая не выступала в нашем городе: не позволяли тогдашние власти, хотя она часто приезжала на родину. Ее концерты в Украине проходили в Тернополе, Львове, Черновцах и других городах. Николай Лысенко сделал для Соломии Крушельницкой несколько обработок украинских песен, которые она исполняла блестяще. «Мені шкода, що нашу музику не знають у світі», — написала она в одном из писем к композитору.

Последние годы свой жизни Соломия Амвросиевна жила и работала во Львове. После смерти мужа певица в 1939 году приехала в Украину. Здесь ее застала война. Из-за перелома ноги не смогла эвакуироваться. Но певица стойко переносила невзгоды, всегда оставалась энергичной. Преподавала в консерватории, умерла в 1952 году. Похоронена на Лычаковском кладбище.

На сцене Киевской консерватории в программе концерта прозвучали произведения из репертуара Крушельницкой и те сочинения, которые она любила слушать. Их исполнили молодые певицы: Виктория Ченска, Оксана Гаевска, Татьяна Ганина, Оксана Ярова, Стефания Довгань, альтист Андрей Малахов, пианист Ярослав Ткаченко и др. А в финале зазвучал голос Крушельницкой: ария Маргариты из оперы Бойто «Мефистофель» и специально написанная для Соломии Амвросиевны песня Виктора Матюка «Родимий краю», которой она всегда заканчивала свои выступления.

Был презентован альбом «Соломия Крушельницкая» (два компакт-диска). Десять лет по крупицам собирал материалы Андрей Кочур, директор Литературного музея Григория Кочура. Ему пришлось столкнуться с массой организационных и финансовых трудностей. Существует старая пластинка «С. Крушельницкая» фирмы «Мелодия», изданная еще в СССР, но ее качество неважное. К сожалению, Соломия Амвросиевна не очень активно сотрудничала с компаниями грамзаписи. С 1902 по 1912 годы записаны лишь 30 произведений: арии из опер, романсы, народные песни. По словам Андрея Григорьевича, кроме работы в архивах, ему пришлось обращаться к нашим и иностранным коллекционерам, самому выменивать музыкальные раритеты на записи Крушельницкой. Например, в Йельском университете (США) существует архив певицы. Директор библиотеки потребовал за каждую запись платить 100 долларов. Помогли представители украинской диаспоры в Америке. В частности, большую помощь оказал Степан Максимюк. Были найдены четыре украинские песни «Вівці мої, вівці», «Через сад-виноград», «Ой, де ти йдеш», «Білі гуси» в исполнении С. Крушельницкой, датированные 1928 годом. В записи принимал участие Гуцульский оркестр народных инструментов. В альбоме есть последние записи певицы. В 1951 году ей было 79 лет, но слушателей поражает верхний регистр: в таком преклонном возрасте, а как замечательно звучит голос.

Первый альбом сделан «под старину». В нем чувствуется граммофон. На этом настояли тогдашние спонсоры. При создании второй части компакт-диска были использованы новые технологии, и посторонние шумы были убраны.

СD — прекрасный подарок меломанам и тем, кто интересуется украинской культурой. Спонсорами альбома выступили фонды «Відродження», «Украина инкогнита», частные лица. Исполнители проекта — дирекция Литературного музея Г. Кочура — Мария и Андрей Кочуры. Тираж каждого альбома «Соломия Крушельницкая» небольшой — всего 1000 экземпляров. Цена — 50 гривен. Дороговато, но для истинных ценителей классической музыки все же приемлемо.

Татьяна ПОЛИЩУК, фото Николая ЛАЗАРЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ