Зоя КОЛОТУШКИНА, «День»
Самое первое, свежее впечатление, даже будучи верным, почти
никогда не бывает полным. Во время и сразу после окончаний прошедших в
этом году с блеском «Сезонов моды» выражать свои чувства можно было, в
основном, междометиями. В ближайшей перспективе были хорошо различимы лишь
лестницы, ласты, меховые трусы и памперсы Алексея Залевского, буденовки
Анисимова, атласные подушки, украшения, муфты и каракулевые юбки Виктории
Гресь да стеганые платьица и смешные шапочки Александра Гапчука. Что ж,
в любом зрелище запоминается прежде всего эффектное и возбуждающее. Но
это, так сказать, первый подход. Вдоволь наахавшись, насмеявшись и наудилявшись,
на месяц вперед напившись «Нескафе» (белые фирменные стаканчики стали просто
визитной карточкой светской тусовки, собиравшейся перед входом в зал галереи
«Лавра»), а также мысленно (и не только) перемеряв и отобрав все понравившиеся
модели, теперь, по прошествии некоторого времени, можно наконец задуматься:
какой же предстала на этих «Сезонах» украинская мода? Повод для подведения
«промежуточных» (будем надеяться, окончательные не наступят никогда) итогов
есть, и весьма удачный. Этой осенью, благодаря РИА «Янко», ателье «Сергей
Бызов» и журналу «Ева» при поддержке компании «AVON» Украина», «Сезоны
моды» праздновали свой первый юбилей — они проходили в пятый раз. И продемонстрировали
в подавляющем большинстве не только достаточно высокий, но и исключительно
стабильный уровень. Подтянулись «резервы»: фабрики и даже дома быта, отпали
те, кто занимался этим не всерьез и не надолго. Словом, за этот короткий
срок произошло почти невозможное, учитывая более чем жесткие реалии нашей
жизни. Украинская мода из хаотично разбросанных одиночных «очагов активности»
разной силы и формы превратилась в единое явление, в котором уже даже можно
различить первые, пока еще робкие штрихи той картины, что называется «национальным
стилем». Впрочем, об этом говорить пока еще рано. Зато уже можно уверенно
начертить карту нашей отечественной моды со всеми ее областями, направлениями
и крупными центрами.
Очевидным лидером и кумиром стильной (и даже немного снобистской)
молодежи, бесспорно, является Лилия Пустовит. Показательно, что
ни необходимость показать ассортимент тканей «Nota Bene», ни попытка адаптировать
свое концептуальное творчество к условиям нашего, находящегося совершенно
в иной концепции рынка, не помешали Лилии остаться самой собой и сообщить
миру свое видение модного образа нового тысячелетия. Рады сообщить, что
теперь для того, чтобы быть стильным, вовсе не обязательно одеваться во
все черное и ходить с угрюмо-задумчивым лицом. Возможны любые цвета и оттенки,
и даже юбки в цветочек. Стиль строится на тончайших нюансах кроя, пропорций,
оттенков, четко определить которые может только сам дизайнер. Нам же остается
только учиться их чувствовать.
Сергей Бызов после экстремального показа в музее,
помпезной роскоши ресторанных выходов и заигрываний с молодежью наконец
успокоился и вернулся к себе — дорогой одежде класса «люкс» для состоятельных
(за время его «отсутствия» материальный уровень его реальных и предполагаемых
клиенток еще более поднялся) и очень состоятельных женщин. «Мы хотели показаться
в общем зале и на общих основаниях», — ответил он на пресс-конференции
после своего нового, очень «бызовского» показа. Как известно, что-что,
а сделать женщину красивой он умеет. Очень цельная, компактная, лаконичная
по цветовому решению коллекция жесткостью и остротой своих линий напоминала
стрелу (острие которой, как всегда, было чуть смазано ядом, на сей раз
доминирующей сексуальности), которую Бызов, как всегда, уверенной рукой
пустил в доверчиво открытые сердца клиенток. Впрочем, никакого насилия
— уверена, что они сами хотели этого.
Виктория Гресь продемонстрировала публике еще один
уголок своего изысканно-роскошного рукотворного Эдема, элегантного, рафинированного,
чуть высокомерного, интеллектуального, немного богемного и очень чувственного.
Правда, ее «dolce vita», но на сей раз с иронией и гротеском, так как это
была изящнейшая пародия на представление буржуазии об аристократической
роскоши. Виктория, как всегда, буквально закормила зрителей роскошными
зрелищами, добавив на сей раз к элегантным фасонам, изумительным мехам,
шелкам, кружевам и бархату, баснословно прекрасным аксессуарам, а также
прекрасной обуви, сделанной по ее эскизам, еще и пиршество цвета. И речь
идет даже не о красном, то и дело сверкающем в этот вечер с подиума. Дизайнер
представила зрителям очень своеобразные, чуть диссонансные, нетрадиционно
звучащие цветовые композиции, глухо волнующие и тревожащие, но при этом
безупречно гармоничные.
Ничто — и прежде всего никакие внутренние запреты и епитимьи
в виде «100- процентной коллекции прет-а-порте» — на сей раз, слава Богу,
не ограничивали буйную фантазию официального «tnfant terrble» нашей моды
Алексея Залевского. Его, как всегда, экстравагантный показ прошел
настолько на «ура», что уже на следующий день собственно вещей никто не
помнил, хотя все продолжали пребывать в почти детском восхищении. Сам виноват
— блестящую коллекцию затмило еще более блестящее шоу, прошедшее, в лучших
парижских традициях, на трех этажах находящегося на ремонте здания. И посудите
сами: когда вы — в вечернем платье, измазанном побелкой и обтоптанном на
лестницах, — ухитрившись найти краешек свободного стула, вдруг видите идущего
на вас юношу в трусах... из лисы, что, безусловно, подтверждает мордочка
с глазами и ушками непосредственно на их фасаде — до того ли вам, чтобы
рассматривать, какое на нем пальто?! Успокоим людей практичных: кроме лисы,
в коллекции было много верхней одежды из веселеньких искусственных мехов
(в том числе мужской одежды из синего меха, если на ком из певцов увидите
— узнаете). Костюмы, юбки, комбинезоны, непременные в этом году «трансформеры»
(вещи, которые можно носить по-разному) и даже вечерние платья — наверное,
Алексей просто попытался охватить весь ассортимент человеческой одежды.
«Выхода» Виктора Анисимова ждали. Как-никак, была
сделана заявка на включение в «пантеон» — не всем ведь на «In Vogur» раздают
«Золотые пуговицы». Оказалось, действительно не всем. Об объеме коллекции
трудно сказать — моделей в ней было раз в пять больше, чем выходов. Дело
в том, что каждое произведение (иначе и не скажешь) представляло собой
сложный конструктор, который в процессе работы мог преображаться в совершенно
разные по силуэту, фасону и предназначению вещи — скажем, блузка становилась
пальто, а пиджак... двумя или, на выбор, безрукавкой. Впрочем, даже без
трансформаций, о всем многообразии которых можно было только догадаться,
коллекция была хороша. Очень современная, смешная, с мягким налетом милитарии
она смотрелась буквально на одном дыхании — надеемся, так же будет и носиться.
Однако порадовали не только мэтры. Так называемые дебютанты
— то есть те, кто показывался на «Сезонах» впервые, были вполне достойны
своих более опытных товарищей по подиуму. Львовянка Оксана Караванская
показала себя не только как лирический художник — что вообще характерно
для модельеров Западной Украины, — но и как непревзойденный, смелый и очень
остроумный конструктор, самые мелкие детали моделей которого неизменно
любовно продуманы и придуманы. А Александр Гапчук, представляющий
Дом быта (!) «Столичный», доказал своей коллекцией, что прекрасные дизайнеры
«гнездятся» не только в неприступных бутиках, но и в гораздо более демократичных
ателье.
Словом, вполне можно сказать, что с украинской модой все
в порядке: много модельеров «хороших и разных». Остановка за «мелочью»:
за всей остальной, окружающей их (и нас) жизнью. Все, что было достигнуто,
было сделано вопреки обстоятельствам, напрягая все силы, и если наша мода
еще какое-то время провисит в вакууме, без опоры — а ею могут стать только
покупатели, которые сегодня, в массе своей, не только не думают об обновках,
но буквально хлебом не наедаются — то вся эта выстроенная и сбалансированная
конструкция, согласно законам физики, неизбежно развалится.