Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинская рок-энциклопедия

Вышла в свет книга Александра Евтушенко «Легенди химерного краю»
7 сентября, 2004 - 19:33

Украинскими бывают не только вареники, гопак и писанки. Украинским бывает рок. Откуда взялся рок в Украине и кто его герои — об этом идет речь в книге Александра Евтушенко «Легенди химерного краю. Українська антологія». Путешествие в прошлое и «сканирование» сегодняшнего дня самого неоднозначного и противоречивого жанра осуществлено усилиями не просто журналиста- очевидца, но и непосредственного участника тех событий и процессов. Со временем некоторые явления и персонажи приобрели оттенки «легендарности». В книге — подробные биографии БРАТЬЕВ ГАДЮКИНЫХ, ВВ, КОМУ ВНИЗ, ПЛАЧА ЕРЕМИИ, ОКЕАНА ЭЛЬЗЫ, МАНДРИВ, ГРИН ГРЕЯ, ТАБУЛЫ РАСЫ, МЕРТВОГО ПИВНЯ, БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ, ВИЯ, СКРЯБИНА, ГАЙДАМАК и многих других команд, которые составили коллективный портрет украинской рок-музыки.

Сначала были диски. Два CD под названием «Легенди химерного краю» со стильными фотороботами Николая Троха на обложках, которые Александр Евтушенко придумал и осуществил совместно с аудиокомпанией «J.R.C.» Название первой в Украине (и в мире) Антологии украинской рок-музыки позаимствовано из песни Андрея Середы — лидера-вокалиста КОМУ ВНИЗ. Собственно, КОМУ ВНИЗ и начинали сборник, главная идея которого — собрать вместе разбросанную во времени музыку, что в сумме дает ЯВЛЕНИЕ — яркое и своеобразное. Но коротких блиц-биографий в буклете «Легенд…» оказалось мало, чтобы рассказать о всех, кто создавал коллективный музыкальный портрет времени и эпохи.Так появилась книга-альбом, в меру возможностей автора подробно описывающая все перипетии развития жанра. Рок в Украине — это большая часть неофициальной культуры, которую делали люди честные, талантливые и преданные. «Легенди химерного краю» — дань почета и благодарности всем, чье искусство было и остается настоящим и свободным. В советские времена Украину считали классическим «заповедником брежневизма». Наша страна при В. Щербицком била рекорды в борьбе с диссидентством и любым свободомыслием, поэтому даже минимальные проявления оппозиционных настроений наказывались жестче, чем в Москве. Рок- н-ролл во времена «холодной войны» воспринимали только как идеологическую диверсию. Не иначе. Непродолжительный период хрущевской оттепели второй половины 60-х ознаменовался быстрым ростом молодежного прозападного движения, когда десятки биг-битовых формаций гремели в студенческих общежитиях, тщательно копируя БИТЛЗ, РОЛИНГ СТОУНЗ, Элвиса Пресли. Стремительно завоевали популярность ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ, УАНС, БЕРЕЗЕНЬ, ЭНЕЙ и другие. Самодельные записи рок-н-ролльных кумиров молниеносно размножались и ходили по рукам наравне с записями западных групп. Известие о концертах мгновенно собирало гигантские толпы молодежи, поэтому попасть на концерт звезд считалось большой удачей. Рок-н-ролльное наводнение, затопившее страну, уже исподволь тоненькими ручейками пробивалась в эфиры государственных ТВ и Радио.

Такое бурное начало рок-эпопеи прервалось внезапно. «Пражская весна» 1968 года, или «Весна свободы», в Чехии была раздавлена советскими танками, и эти трагические события имели достаточно драматический отзвук в самом СССР. Отделы КГБ, которые разрастались как грибы после дождя, повели необъявленную войну против инакомыслия. В фокусе всевидящего глаза КГБ оказалась и рок-музыка. Целая система ограничений и запрещений должна была свести на нет свободное творчество никем не контролируемых групп. По существу, рок-музыка была запрещена. Вместо этого культивировали советскую эстрадную песню и адаптированный фольклор.

Однако все это не значит, что «рок-н-ролл умер». Атмосфера подпольных концертов еще больше подогревала интерес к этой музыке, а тотальный застой 70-х вызвал к жизни чрезвычайно оригинальный андеграунд — литературный, поэтический, творческий. Что касается 70-х — это были годы развитого социализма и вокально-инструментальных ансамблей. Каждый такой ансамбль был закреплен за какой-нибудь областной филармонией, имел собственных художественных и административных руководителей и исполнял песни, утвержденные высшими инстанциями. Подавляющую часть репертуара составляли произведения членов Союза композиторов. Свои собственные произведения музыкантам позволяли исполнять только после того как эти произведения утверждали художественные советы, которые составляли партийные работники и члены этих самых творческих союзов. Наиболее ожесточенные оппозиционеры и партизаны от рок-н-роллу переместились в жанры, находившиеся вне зоны достижения советской цензуры, т.е. играли популярный тогда джаз-рок, арт-рок или музыку, которая не предусматривала вербального ряда. Яркий след оставили по себе ШАГ, РЕПОРТАЖ, ОРЕОЛ, КРЕДО, КРОССВОРД и другие. 80-е годы дали первые ростки надежды. Фатально постарело политбюро, насквозь прогнившая экономическая система и огромное количество политических анекдотов предвещали близость свежего воздуха свободы. Питерско-московская «красная волна» как выразительная рок-оппозиция режиму широко разлилась в СССР. Это было время взрыва магнитофонной культуры. Пластинки фирмы «Мелодия» имели достаточно жалкий вид по сравнению с бобинами и кассетами, которые тиражировались кустарным способом, содержали песни ЗООПАРКА, КИНО, АКВАРИУМА, АЛИСЫ и других знаковых групп эпохи перестройки. Расцвет рок-музыки в середине 80-х был инспирирован началом горбачевской перестройки с ее доктринами «гласности» и «ускорения». Запретный плод постепенно становился доступным — легализация рок-движения происходила лавинообразно, во всех городах появлялись рок-клубы, а все филармоничные ВИА на скорую руку перелицовывали свое звучание «под рок». Киевский рок-клуб «Кузня» «выплеснул» на поверхность целую обойму команд, которые быстро обрели известность не только в Украине. Эшелон «тяжелого года» возглавляли ЭДЕМ, ПЕРРОН, КВАРТИРА 50, КОМУ ВНИЗ, ТИТАНИК, лидерами «альтернативного крыла» были КОЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, ВОПЛИ ВИДОПЛЯСОВА и РАББОТА ХО. Все они активно концертировали, ведь клубы в различных городах тесно сотрудничали друг с другом, постоянно устраивали какие-то акции и фестивали. Тогдашние рок-клубы, созданные энтузиастами и самими музыкантами, представляли собой симбиоз репетиционной базы, концертной площадки, информационного центра и тиражирующей компании.

В конце 80-х годов появляется новая формация музыкантов, четко ориентированных на идею национального возрождения Украины. Их появление стимулировало мощное фестивальное движение «Червона рута», которое собрало под свои знамена национально сознательную творческую интеллигенцию. Наиболее ярким событием была «Червона рута» в Черновцах в 1989 г. Именно там впервые в полный голос прозвучали БРАТЬЯ ГАДЮКИНЫ, Вика Врадий (сестричка Вика), ЗИМНИЙ САД, КОМУ ВНИZ, ВВ. На волне возрождения во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске, Киеве и других городах появились довольно самобытные группы, резко отличавшиеся от множества других и старательно копировавшие западные стандарты. В целом, начало 90-х — это годы дифференциации по стилям и направлениям. Годы напряженных поисков самих себя в мировом океане музыки. А главное — состоялось таинство самоидентификации рок-музыканта в плоскости родных традиций, в пределах своей родной земли.Отсутствие музыкальной индустрии и даже минимальной шоу-бизнесовой инфраструктуры значительно тормозят естественные стремления музыкантов заниматься исключительно музыкой, заставляют их «убегать» в смежные виды деятельности. Они сами «по крошке» собирают студии, клепают аппаратуру, сами организуют концерты и сами же занимаются изданием собственных альбомов. В отличие от поп-музыки, коммерциализация как таковая практически не коснулась рок-музыки — здесь никто не заработал больших денег, никто не сделал карьеры... Скорее наоборот. Поэтому не будет наглостью с нашей стороны рассматривать рок как чистое искусство людей талантливых, с чистыми сердцами. Многие интересные и яркие группы, о которых речь пойдет ниже, происходят из столицы. Но Киев — еще не вся Украина. Запад, восток и юг также породили звезд и звездочек, которые оставили заметный след в истории жанра.

СПРАВКА «Дня»

Александр ЕВТУШЕНКО — искусствовед, арт-критик, музыкальный обозреватель, продюсер, радио- и телеведущий. Редактор первой регулярной музыкальной газеты «Аудіо-толока», альманаха «Рококо», музыкального журнала «Галас», ведущий музыкальной телепрограммы «Тынды- Рынды», автор и ведущий радиопрограммы «Рок української вдачі» (FM «Золотые ворота»). Соавтор книги «Зірки Червоної Рути», автор и исполнительный продюсер следующих CD-компиляций: «Легенди химерного краю» (2 CD); «Революція на граниті. Золоті рок-балади України»; «В майбутнє — без Чорнобиля. Золоті рок-балади України»; «Перлини сезону. Нова українська хвиля»; «Рок-екзистенція» (2 CD); а также отдельных альбомов следующих групп: «КОРОЛІВСЬКІ ЗАЙЦІ», «НЕБЕСНА КОПАЛИНА», «ВІЙ», «ВОГНІ ВЕЛИКОГО МІСТА», «РУТЕНІЯ», «КОБЗА».

Остап ЧУБАТЫЙ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ