Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинский авангард

Мир звуков без штампов, или Отечественный контекст мировой экспериментальной музыки
5 сентября, 2005 - 19:59

З наете ли вы, что наиболее продвинутые электронщики-авангардисты Киева и Харькова группируются вокруг маленького независимого лейбла Next Sound, название которого перевести однозначно невозможно. Скорее, этот неологизм следует понимать как «звуки будущего».

И действительно, то, что культивирует Next Sound, никак не умещается в известные жанровые стандарты. Свободой самовыражения подобные «звуковые опыты» напоминают что-то из того, что именуется «фри-джазом». То есть свобода и направление поисков — неограниченны. Граница находится только внутри самого искателя. Представьте, что из обычного комфортного авиалайнера вы пересаживаетесь на космический аппарат, который отправляет вас в бездну, лишенную каких бы то ни было координат и обычных пейзажей. Что-то подобное можно ощутить от знакомства с продукцией Next Sound. Диски заслуживают отдельного внимания. В наше время полной унификации каждый продукт лейбла представляет собой рукотворное «изделие». Вместо обычных пластмассовых коробок вы увидите вычурные футляры из обычного картона, на которые нанесена информация способом шелкографии, а внутри находите еще и бонусы в виде рукотворных открыток и флаеров. Этот теплый и трогательный «хенд мейд» сильно контрастирует с выразительно «нездешним» содержанием.

В Киеве уникальным лейблом руководит Дмитрий Федоренко, он же — КОТРА. Под этим именем он издает свои сольные работы и CD-компиляции коллег. Вообще, у нас первая волна интереса к электронной экспериментальной музыке возникла в начале 90-х. «Пан-Кифаред», «Иван Самшит», «Сахар — белая смерть», «Блемиш», «Ярн», «Звірята Суфіни» и другие составляли довольно своеобразный электронный андеграунд. В середине 90-х известный промоутер Виталий Бардецкий создал лейбл Sale Records, чтобы издавать и популяризировать лучшие образцы электроники. Балансируя на границе альтернативности и комерционности, Бардецкому удалось «застолбить» маленькую, но свою нишу на аудиорынке Украины. Время от времени Sale Records радует своих поклонников неплохими релизами, но ничего особо нового среди них не встречалось. Условно Next Sound представляет собой «третью волну». И по содержанию это качественно другое явление. Какое — попробуем разобраться…

— Где-то в 2000 году я и несколько активистов решили создать небольшой лейбл, который бы «продвигал» в жизнь некоммерческие работы определенного круга авторов, рассказывает Дмитрий Федоренко (КОТРА). На тот момент «критическая» масса произведений экспериментального образца уже существовала, поэтому мы начали с моего альбома «ТЕК». Оформили лейбл, напечатали тираж, но вдруг в стране начинается антипиратская кампания, и Верховная Рада Украины принимает закон о лицензировании в СБУ, контрольные марки и такое прочее. Мы, соответственно, «пролетаем» с нашими релизами, поскольку у нас — ни коммерции, ни денег, чтобы полностью покрыть юридически-правовые расходы. Одновременно я узнаю, что в Харькове существует близкая по духу неформальная компания, которая также зарегистрировала свой лейбл Next Sound и издала несколько релизов «эмбиентного направления». Генератором харьковского движения был Андрей Кириченко, группы «Моглас», «Сидхартха» и другие. Выяснилось, что Андрей сотрудничал с западными независимыми лейблами, отсылал за границу свои релизы, вел активную переписку. Я присоединился к ним, начал передавать свои материалы. Вместе мы сделали несколько компиляций, начали их распространять. Пока что это — «бизнес» в кавычках, поскольку экономически выход «в ноль» — это нормально. Но главное — к нам присоединяются новые и новые энтузиасты, еженедельно получаем несколько демонстрационных CD от авторов, которые хотели бы с нами работать. И что интересно — поступают предложения из-за границы. А это свидетельствует о высокой оценке наших, со стороны людей, которым, поверьте, есть с чем сравнивать.

За почти пять лет существования Next Sound стилевая палитра расширилась от медитативного «эмбиента» до самых жестких «нойзовых» проектов. Главное: мы все время в фарватере мировой экспериментальной музыки, поскольку наладили тесные отношения с «монстрами» — английскими, немецкими и японскими рекорд-компаниями. Сейчас мы не чувствуем себя провинцией. За последний год мы обратили внимание на академическую экспериментальную и электронную музыку. Будем издавать Аллу Загайкевич — известного композитора, автора музыки к фильму Олеся Санина «Мамай». Хотим издать несколько альбомов Александра Нестерова. Он создает роскошную музыку, но те диски, которые Нестеров уже издал — лежат мертвым грузом. Лежат из-за отсутствия должного предложения. Еще я хочу подчеркнуть, что мы абсолютно независимы, в частности и потому, что ни разу не взяли ни копейки спонсорских денег…

Сейчас Next Sound является единственным лейблом, который презентует в мире современную авангардистскую сцену Украины. За свой счет Дмитрий Федоренко и его коллеги делают промо-копии дисков и рассылают их по всей Европе. И это дает свои плоды. В Германии существует самый большой в мире фестиваль «Клаб», который продолжается целую неделю и демонстрирует новейшие образцы видео-арта, интерактивных инсталляций и экспериментальной музыки. Весь Next Sound — а это КОТРА, «Заволока», Андрей Кириченко, «Моглас» и другие — побывали там уже по несколько раз. Если учесть, что Transmediale — это все равно, что для художников Венецианский «Bienale», то «зеленый свет» для его участников загорается и в других странах. В Польше, Словакии, Австрии наши партизаны-экспериментаторы с успехом презентовали, так сказать, Украину авангардистскую. Это движение по вектору «Восток-Запад» становится все более динамичным и содержательным.

Грустную сентенцию о том, что наших артистов (а это касается всех жанров — от оперы до рок-н-ролла) лучше знают за границей, чем дома, подтверждают и наши «герои невидимого фронта». Но их невидимость иногда исчезает и они «материализуются» во время редких, но достаточно нетривиальных акций. В начале лета проходил фестиваль «Детали звука». Его учредителями и организаторами выступили независимые лейблы Next Sound и Robotek, а также Союз композиторов Украины. Это был первый Международный фестиваль экспериментальной музыки, который немного поднял «завесу таинственности» над деятельностью исследователей природы звуков. В частности, КОТРА исследовал аспекты физиологического влияния звуков на человеческий организм. Ему интересно разлагать звук на составные части, поэтому он использует осциллографы, самодельные генераторы и другие экзотические «инструменты». У других авторов — свои «прибамбасы» и «изюминки», но все вместе они создают впечатление открытой для всех творческой лаборатории, в которой творчество является синонимом неизведанного, эксклюзивно-новационного поиска новых горизонтов в мире звуков, где пока что нет банальности и штампов.

Александр ЕВТУШЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ