Именно такое место отводят Василю Стусу наши отечественные литературоведы и вдумчивые его почитатели. Почему? Совсем «не потому, что судьба провела поэта всеми кругами ада и отмерила ему возраст на десять лет меньше, чем флорентийскому изгнаннику, — справедливо отметил широко известный в Украине ученый Максим Стриха. — А в первую очередь — за умение пропустить через себя весь опыт своей страшной эпохи, преломив его сквозь призму тщательно вытаптываемой, а все же непостижимым образом живучей национальной традиции» (Украинский best. Книжка года’2001. — Киев: Абрис; Книжник-Ревю, 2002. — С. 58). Думаю, это именно тот случай, о котором можно сказать: «Иногда автор умирает, а человек остается жить». Внимательный читатель наверняка заметил — с каждым годом все больше украинцев осознают, какую потерю понесла не только национальная, но и мировая культура.
Вместе с тем, я всячески поддерживаю высказанную редакцией газеты «День» инициативу относительно того, что обмен мнениями вокруг таких личностей, как Василь Стус, назрел уже давно. В конечном счете, именно этому и посвящена дискуссия, возникшая в украинском обществе по поводу реализации идеи присвоения имени Василя Стуса Донецкому национальному университету. То есть мы являемся свидетелями того, как воплощается в жизнь уже первое предложение из вступительной статьи к книге Василя Стуса «Полімпсест. Вибране» (2003): «Василь Стус даже в самые тяжелые минуты жизни твердо верил, что вернется к народу своим словом, что край его услышит». Вне всяких сомнений, успешному выполнению этого задания способствует масштаб фигуры ее автора — академика Ивана Дзюбы, одного из интеллектуальных лидеров поколения шестидесятников (поколение самого Стуса).
О Василе Стусе нередко говорят как о человеке с непростым характером. А у кого из настоящих поэтов, скажите, он простой, с Шевченко или Пушкина начиная? Как на меня, Василь Стус, в первую очередь, интересен для нас в плоскости воспитания национального самосознания украинского общества. Как настоящий патриот, как моральный ориентир, как человек веры. Жесткая бескомпромиссность гражданской позиции, умноженная на литературный талант, — вот, если кратко, главные составные привлекательности большого подвижника украинского духа. И еще — чем большую веру имеет человек, тем большие испытание возникают на его пути, потому что большая вера требует большого испытания. Разве об этом, в частности, не свидетельствуют поразительные записи Василя Стуса из «Таборового зошита», который по трагизму, силе духа, эмоциональному и интеллектуальному напряжению имеет в мировой литературе не много аналогов? Кто сегодня, кроме известного многим Юлиуса Фучика, станет вровень?
Не случайным является интерес сегодняшних студентов к личности Василя Стуса, его творческому потенциалу. Несмотря на определенную отдаленность во времени, немало строк Стуса того периода до сих пор настолько актуальны, что остается только сожалеть о том, как мы, украинцы, не умеем учиться не только на чужих, но и на собственных ошибках. Полистаем хотя бы книжку «Василь Стус. Листи до сина» (Івано-Франківськ: Лілея-НВ, 2001. — С. 324). «Проклятий краю, вітчизно боягузів і убивць», — написано в 1965-ом или в нынешнем году? «Доводиться змиритися з тим, що в тебе є рідна земля, але немає рідної країни», — зафиксировано в 1972 году или только что? «Уламки доль, ламані лінії бажань і звершень, гримаси наслідків», — это сегодняшние наблюдения или «Таборовий зошит» начала 1980-х? «Бог просто забрав у нас будні, а залишив — свято. Свято високого болю, почесного тягаря, врочистість розлуки й празникові миті зустрічей» — без комментариев. Итак, поэта нельзя освободить от его судьбы. Как нельзя заставить судьбу быть милосердной к поэтам, лишенным любви и родины.
Прав один из составителей упомянутой книжки Дмитрий Стус, утверждая в предисловии, что «в последние годы жизни, поставленный властью в условия тотальных запретов, когда было запрещено пересылать домой не только стихотворения, но и переводы, Василь Стус вынужден был реализоваться только в эпистолярном жанре. И он превращает форму обычного будничного письма в симбиоз ежедневной духовной автобиографии, которая фиксировала как моменты его творческой реализации, так и его размышления, его понимание мира и себя в этом мире». То есть в то непростое, трагическое время это был вообще чуть ли не единственный жанр, в котором разрешалось писать узнику пермского концлагеря. Важно подчеркнуть и другое: Д. Стус, выступая однажды на презентации «Листів до сина» перед студентами Прикарпатского университета имени В.Стефаника, заметил, что «Листи» адресованы не столько непосредственно ему, сколько духовному преемнику «дела Василя Стуса, человеку, который пришел в мир самоутверждаться, создавать себя». Составить мнение об их авторе, как об абсолютно культовой фигуре в украинской литературе, можно уже из первых писем. Каждое из них написано, как будто в последний раз, с присущим поэту максимализмом и откровенностью. Интересной является также оценка Ивана Костюка, который их назвал «коротким светским катехизмом советов: как жить, не опуская головы, как быть порядочным человеком, честным украинцем». Чего стоят, например, такие: «Це не обов’язково — бути героєм. Але обов’язково — бути доброю людиною, тобто такою, яка намагається більше віддати іншим, аніж брати. Герої виникають тоді, коли не всі люди є добрі». «Научайся саморозсвітання, і мерехтіти радістю навчись». «Освіта — це вид гігієни... Май свою гравітацію... Щоб Ти зростав — діаметром своєї душі... Не потурай злу... Хай Тобі нічого не вадить». Это не единственные выдержки из книги «Листи до сина», которые представляют нам Василя Стуса таким, каким мы его не могли знать.
Ценность общественной коммуникации вокруг вопроса о присвоении имени Василя Стуса университету в Донецке просматривается также в том, что она образовала новую волну заинтересованности его фигурой. В частности, сегодня мы стали свидетелями того, как незнание нашей молодежью Стуса вытесняется растущим знанием о жизненном пути этого человека, его духовном мире, литературном наследии. Без колебаний скажу: это «растущее знание» будет вносить коррективы в мировоззрение студенчества, молодых людей. Особый интерес вызывают размышления студентов, которые принимают участие в дискуссии, организованной газетой «День». Их рассуждения предельно субъективны — ведь что может быть интереснее, чем очень субъективное мнение отдельного человека? Это мнение, возможно, будет отличаться от взглядов читателей газеты — мы как раз на это и надеемся: спорьте, возвращайтесь к текстам Василя Стуса — его произведения действительно стоят того.
Тексты Стуса не должны оставаться известными только почитателям его таланта и узкому кругу литературоведов, потому что они задумывались как открытые. Радует то, что мы уже имеем сегодня как «академического» Стуса в шести томах (девяти книгах), так и качественные издания «избранного», к чему много усилий приложили сын поэта Дмитрий Стус и его жена Оксана Дворко. Спасибо им за предоставленную возможность пообщаться с Василем Стусом, перелистывая страницы его книг. Вся эта кропотливая работа направлена на то, чтобы Василь Стус стал, наконец, «прочитанным, воспринятым», прежде всего, теми, кому создавать свое молодое Украинское государство реально независимым и демократическим, о чем, как мы убедились, так много пишет поэт в своих «Листах...». Невзирая на сделанное в этом направлении, вынужден прямо сказать: изданное творчество украинского поэта Василя Стуса должно быть значительно большим по количеству экземпляров. На самом деле такие книги должны быть в каждой библиотеке, а в школьных — в первую очередь. Невольно вспоминается одна фраза, которую написала Леся Демская-Будзуляк о том, что «произведения Василя Стуса в собственной библиотеке — все равно, что свидетельство для хозяина библиотеки о том, что он «настоящий украинец». Оно и действительно сильно сказано, разве не так?
И в завершении — то впечатление, которое производит на всех нас творчество Василя Стуса, не оставляет никаких сомнений в том, что этот человек был направлен на очень высокие цели. Хотелось бы, чтобы выпуск его книг нашел в обозримом будущем свое успешное продолжение, потому что Василь Стус имел уникальную способность: он для нас больше чем поэт. Это, согласитесь, был просто знаковый человек, которых мало в украинской литературе. Мы должны по крупице собрать все, заслуживающее внимания. Ведь это — не только личное творчество Василя Стуса, это — наша история. Таких личностей — фатально нам не хватает сегодня.