Если в прошлом году во Львове в выставке эротического искусства приняли участие исключительно мужчины, то ныне — только женщины. Одиннадцать художниц снесли в галерею «Зелена канапа» холсты, керамику, фотографии, чтобы не просто сказать: так я воплощаю эротизм в искусство, а подчеркнуть: я — проказница и фантазерка, я умею быть смелой и раскованной, а главное — я могу порой лишь намекнуть, а дрожь по телу пойдет...
Конечно же, они действовали на грани фола, но очень уж мастерски. Конечно, было все: и обнаженная грудь, и фаллос. Но, как и подобает женщинам, которые славят красоту чувственности, — без жесткости, просто «две души встретились телами». Может быть, при этом гром и прогремел, но дождь-то выпал... цветами.
Глянешь на такие работы — и согласишься с психологами: в человеческой жизни не существует эротики как обособленной сферы. Психика наша целостна: слитность инстинктивного и разумного, телесного и одухотворенного в ней неразделимы, и это та сила, которую невозможно препарировать, определяя, чего сейчас больше. Просто один и тот же объект в разных обстоятельствах и в разном контексте может породить разные реакции.
Можно, конечно, рассуждать о том, что очень уж низменными бывают обстоятельства, а отсюда и реакции. И уже не эротика, а порнография заполонили наше пространство. Но это было бы слишком банально. Да и надоело. Может, потому на открытие выставки пришло столько почитателей искусства, что не только зал галереи был полон, но и коридоры, даже на улице стояла группа львовян, ожидая своей очереди войти. Ну уж не на голые тела они пришли посмотреть, этого «добра» хватает в каждом киоске. Им хотелось посмотреть, как трактуют эротику женщины, которые с наступающим гендерным равенством сильно изменились. Они уже не ждут, когда будут выбирать их, — они выбирают сами — и профессию, и приемлемую модель поведения, и мужчину...
Кстати, древним римлянам показались бы совершенно дикими сегодняшние представления о порнографии. Такого слова они просто не знали. У римлян сюжеты, вызывающие эротическое удовольствие, были повсюду: они украшали домашнюю посуду, вазы, стаканы, даже стены домов. Наличие таких картин подчеркивало высокий общественный статус и состоятельность хозяина. Более того, полотна эротического содержания становились объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до покупателей таких шедевров весь их сексуальный накал. И все это можно объяснить скорее реализацией всеобъемлющей веры в сакральную силу сексуальных символов, нежели воплощением потребности в эротическом переживании.
Сегодня ученые твердят: без осознания значения форм скрытой эротики в повседневной жизни мы не сможем понять причин тех взрывов, которые время от времени заставляют общественную чувственность выходить из берегов. Поэтому возникают в солидных университетах кафедры эротического искусства и даже появился первый профессор — социолог искусства, крупнейший коллекционер эротического искусства в Европе, один из основателей Музеев эротики в Берлине и Амстердаме господин Hans-Juergen Dopp (Франкфурт-на-Майне, Германия). Интересно, что, появляясь на постсоветском пространстве, он читает лекцию на тему: «Эротическое искусство и желание свободы». То есть выводит тему из постельного на иной, более высокий уровень. Впрочем, Фрейд уже давно приучил нас к мысли, что во всем нужно искать женщину. Или мужчину. Ибо «пол в нас дрожит, колеблется, вибрирует, лучится», как писал влиятельный и самобытный философ Розанов...