Отдельно стоит отметить успех проекта «ВИА Гра», полностью основанный на мощной ротации видеоклипов на всех возможных каналах. Согласно приложенным усилиям, с самого начала «виагромания» должна была охватить и столь желанную Москву, хотя в результате амбициозного наступления до сих пор нельзя быть твердо уверенными. Что показательно, личная роль участниц дуэта оказалась весьма незаметной. Недавно продюсеры решительно убрали из проекта темноволосую его половину, заменив ее двумя новыми певицами. Замена может служить примером того, как количество не переходит в качество: даже вместе неофитки «ВИА Гра» не излучают столь концентрированного сексуального посыла, как их отставная предшественница, и служат скорее фоном, чем дополнением экс-ведущей «ВIZ-ТV» Алене.
Группа «Тартак», которая за последний год прорвалась к массовому слушателю, оказалась неплохим образцом захлестнувшего в последние годы чарты США стиля «nu-mеtаl» — не самого новаторского, но очень популярного среди обозленных на жизнь тинэйджеров. «Тартак» же делает свою работу весело и с иронией, что порою забавно выглядит. Интересно, как будет развиваться этот коллектив, и будет ли далее его карьера строиться на личности и личных связях его вокалиста.
Что же касается исполнителей традиционной поп-музыки, то приходится констатировать: они крайне близки к окончательной сдаче позиций перед российской попсой. Единичные выстрелы заслуженных Ирины Билык, Александра Пономарева или Натальи Могилевской теряются в массированной кононаде московской поп-индустрии, ежедневно продуцирующей новых и поддерживающей имеющихся звезд.
Одна из самых прибыльных во всем мире отраслей шоу-бизнеса — индустрия бойз-бэндов — в Украине, похоже, окончательно сошла на нет. Бесследно исчез «Леми-лем», а вслед за ним и начавший было сольную карьеру Александр Ломинский. Последний раз зритель видел его беспорядочно бегающим за Снегурочкой-неформалкой Сашей Белиной в клипе на песенку из мультфильма «Ну, погоди!». Непонятно, чем занимаются «4 Кings». Судьба таких относительно новых проектов, как «Сотжер» или «Экс-Президенты», находится под вопросом ввиду отсутствия их песен в широкой ротации радиостанций и, как следствие, неизвестности подрастающему поколению, на которое подобные группы рассчитаны. Да и трудно представить, чье внимание мог бы привлечь такой музыкальный материал.
Отдельный разговор — собственно музыкальная сторона творчества украинских поп-звезд. Тут приходится констатировать, что у нас до сих пор при работе над музыкальным материалом не учитывается самая важная деталь — уровень звука. Если на Западе над одной песней могут трудиться несколько десятков саунд-продюсеров, то в Украине понятие саунда, похоже, отсутствует напрочь. Отдельные шаги в этом направлении предпринимает Евгений Ступка, однако звук альбома «Океана Эльзы» — «Модель», о котором музыканты с самого начала говорили с гордостью, за исключением нескольких моментов кажется каким-то пластмассовым, больше подходящим пластинке группы «Hi-Fi» или еще чему-нибудь похуже.
Среди интересных черт сегодняшнего украинского шоу-бизнеса — ориентир на работу с иностранным рынком. Часто это связано с неоправдавшимися надеждами артистов и их менеджеров на улучшение экономического положения в стране, иногда — является попыткой работать на два фронта с разным материалом (о возможности такого подхода в последнее время намекают «Грин Грей»). Почти каждый новый проект непременно заявляет о своем желании покорить столицу Росии, а значит, и все СНГ. Хотя в Москве уже довольно сильны позиции нескольких отечественных групп, о массовом украинском поп-проникновении говорить не приходится. Не очень любят пускать чужих на московский поп-олимп.
Гораздо интереснее представлялась работа украинских звезд с более цивилизованным рынком Польши. Прорваться должны были Асия Ахат и Ирина Билык. Работа Ахат с польским отделением «EMI» застопорилась по финансовым проблемам лейбла, которые его представители объясняют разрывом контракта с Мэрайей Кэри. Теперь они готовы лишь распространять альбомы Ахат в Польше, хотя ранее планировались запись и выпуск пяти альбомов в течение семи лет. Надежда завоевать Польшу у Асии, по-видимому, еще осталась — недавно свет увидел клип «Где же ты теперь», в котором она наговаривает текст по-польски. Ирина Билык планировала широкомасштабное наступление на Польшу с выпуском специальных синглов и альбома на польском языке, была даже представлена переведенная на польский песня «Країна». Чем закончилось завоевание Польши Билык, и закончилось ли — украинскую аудиторию не оповестили.
Среди новообразованных организаций, работающих в сфере шоу-бизнеса, внимание привлекают «Воля Мьюзик» и представительство «Сони» «Хантер Мьюзик». Нет гарантии, что они не повторят судеб своих предшественников вроде «Новы» — сейчас трудно поверить, что когда- то она была наиболее амбициозным проектом украинской шоу- индустрии. Пока же «Хантер» решил взяться за работу с уже известными «ВИА Гра» и «Би 2», обещая лишь вскоре начать сотрудничество с молодыми перспективными.
Самое поразительное в отечественном шоу-бизнесе явление — количество музыкальных телеканалов. Три круглосуточных канала плюс «BIZ-TV», который уже лет пять назад собирался стать «МТV-Украина», — это действительно много, учитывая их процентов на восемьдесят повторяющийся заполняющий эфир материал. Наибольшие амбиции наблюдаются у «Энтера», у которого они выглядят и наиболее оправданными. Хотя недавний уход с канала одного из его идеологов — Оксаны Мухиной — не может не повлиять на его лицо.
За происходящими в нашей музыкальной индустрии процессами по-прежнему прослеживается одна тенденция: шоу-бизнес в Украине остается развлечением, прихотью и как к бизнесу к нему не относятся. В отличие от той же России: за успехом, к примеру, Алсу или Децла стоят деньги их отцов, но эти проекты коммерчески просчитаны и качественно сделаны. У нас же газовые магнаты или номенклатурные работники на потеху самим себе тратят деньги на эксперименты с поп- музыкой детей, друзей, жен и любовниц, совершенно не рассчитывая и не умея эти деньги когда-нибудь вернуть. Именно этот программный коммерческий непрофессионализм влечет за собой непрофессионализм во всех остальных сферах шоу-бизнеса.