Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Унизительное» законодательство

Что мешает встрече украинского искусства и западных коллекционеров?
27 мая, 1996 - 20:10
НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА ДЛЯ ПОЛОТНА «ГЕЙШИ» КИЕВСКОГО ОДЕССИТА АЛЕКСАНДРА РОЙТБУРДА — 10-15 ТЫСЯЧ ФУНТОВ СТЕРЛИНГОВ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Участие украинских художников в Sotheby’s в очередной раз подняло вопрос «унизительного» национального законодательства относительно ввоза-вывоза культурных ценностей. «День» (№82) сообщал о том, что в июне на торгах Аукционного дома Sotheby’s в Лондоне будет представлено 18 работ тринадцати современных украинских художников. Чтобы сделать украинское искусство реальностью международной аукционной жизни, понадобилось два года переговоров с представителями Sotheby’s. Впервые в торгах такого уровня примут участие Олег Тистол, Арсений Савадов, Илья Чичкан, Василий Цаголов, Александр Ройтбурд, Игорь Гусев, Александр Гнилицкий, Максим Мамсиков, Влада Ралко, Виктор Покиданец, Марина Скугарева, Оксана Мась и Павел Маков. Они будут представлять современную украинскую живописную школу.

— Эта школа возникла еще в 80-е годы, ее назвали «южной волной», — рассказывает искусствовед Леся Авраменко. — Наверное, в этом и заключается ее особенность — она очень теплая, фактурная и страстная в смысле жизнелюбия.

С точки зрения главы отдела русского искусства Sotheby’s в Лондоне Джо Викери, среди художников, у которых больше всего шансов заинтересовать клиентов всемирно известного Аукционного дома, имена Олега Тистола, Арсения Савадова и Александра Гнилицкого. «Я предвижу интерес прежде всего со стороны западных коллекционеров, — говорит Викери. — Они уже видели каталоги, им понравились работы, они ими заинтересовались. Для них современное украинское искусство — это открытие».

Однако, по словам генерального директора Sotheby’s Россия и СНГ Михаила Каменского, не все так просто. Чтобы зарекомендовать себя на международной арене, искусство каждой страны должно пройти несколько этапов.

— На началах формирования рынка основным покупателем является национальная буржуазия, — подчеркивает М.Каменский. — Проходит определенное время, и к ней присоединяется некоторое количество иностранных коллекционеров, диаспора. Таким образом формируется рынок, спрос, представление о целесообразности коллекционирования определенных имен. Потом присоединяются новые галереи, фонды, дилеры, коллекционеры. Но это только в том случае, если качество отвечает международным стандартам. Будет качество — будет всемирное признание, не будет качества и соблюдения международных стандартов — не будет рынка, не будет признания. Чтобы понять, чего ждут коллекционеры, нужно действовать методом проб и ошибок. И по результатам мы поймем, что востребовано, а что — нет, что принимается, а что отметается.

Кажется, счастливой встрече украинского искусства и западных коллекционеров теперь ничего не должно помешать. Однако препятствия до сих пор есть. Они — бумажные. В Украине действует варварское законодательство относительно ввоза-вывоза культурных ценностей. Перевозка произведений искусства через украинскую границу регулируется рядом законов, в частности, «О таможенном тарифе Украины» и «О налоге на добавленную стоимость». Определенное как «товар» искусство неоправданно облагается огромной пошлиной. В данном случае каждая картина, отправляющаяся на Sotheby’s, может быть перевезена через границу только тогда, когда ее владелец выплатит государству 20% от стоимости полотна, указанной в каталоге Sotheby’s. Если же работа на аукционе не найдет нового владельца, то предыдущему ее обладателю не повезет еще больше. Возвращая в Украину это произведение искусства, он должен будет заплатить 40% (!) от ее стоимости. Всего — 60%.

Наши коллекционеры могли бы значительно пополнить украинское национальное достояние произведениями искусства, которые с международных аукционов попадают не на территорию Украины, а в заграничные недвижимые владения наших коллекционеров. Почему за пополнение национального богатства украинцев коллекционеры должны платить государству? Никакой логики в этом нет.

— Ситуация унизительная, — говорит директор Украинского дома Наталия Заболотная. — Наши ура-патриоты постоянно блокируют законопроекты о свободном ввозе-вывозе культурных ценностей, выдвигаемые различными фракциями. Национальное достояние не пополняются, потому что блокирован ввоз культурных ценностей, а современные художники не могут интегрироваться в мировое арт-пространство, потому что вывозить свои работы для них слишком проблематично. Это законодательство блокирует также проведение арт-ярмарок. Ведь зачем иностранным галереям контрабандой провозить работы в Украину, если в России уже в течение десяти лет действует закон о «нуле» на ввоз и «нуле» на вывоз, а, к примеру, в Британии — 3% на вывоз, и «ноль» на ввоз?.. Если мы сегодня не защитим наше искусство, то пропасть между Украиной и цивилизованным миром в области законодательного регулирования оборота культурных ценностей будет расти в геометрической прогрессии, и Украина окажется на задворках мирового культурного процесса.

Дискуссия, инициированная художественным сообществом (был проведен ряд круглых столов и пресс-конференций), получила огласку. Об этом, в частности, свидетельствуют обещания министра культуры Василия Вовкуна поддержать как можно более скорое изменение законодательства. Но главная проблема сейчас — в Верховной Раде, голосования которой относительно «художественных» законопроектов заканчиваются провалом. Глава Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Юрий Савчук рассказал, что 6 марта этого года в ВР был отклонен законопроект, который касался злободневной темы ввоза-вывоза культурных ценностей и в течение трех лет преодолел большой путь в парламент.

— Главное звено этого процесса — законодательное. С марта месяца мы активно работаем над новой редакцией этого закона, — сообщил Ю.Савчук. — Несколько ключевых тезисов. Во-первых, мы стремимся сделать абсолютно свободный ввоз культурных ценностей в Украину. Что касается их вывоза, то во всем мире существует разделение на несколько категорий: современное искусство, требующее активной циркуляции, вторая категория — это те произведения, которые могут быть вывезены при наличии государственной лицензии, то есть свидетельства на право вывоза (это значительный массив культурных ценностей, которые в каждом конкретном случае требуют рассмотрения), и те культурные ценности, которые не могут быть вывезены ни при каких обстоятельствах (речь о национальных святынях, реликвиях и раритетах). Как ведомство, непосредственно занимающееся этим законопроектом, мы завершили свою работу. Сейчас мы передаем его на обработку экспертам смежных отраслей. Далее мы будем собирать отзывы, возможно, организуем общественные слушания.

Уже в сентябре господин Савчук обещает передать законопроект в Верховную Раду. Спрогнозировать, что будет дальше, очень сложно. Точно известно только то, что без нормированной законодательной базы Украина никогда не будет иметь цивилизованного арт-рынка. А вот в счастливом случае ее урегулирования, по словам Михаила Каменского, для формирования рынка европейского образца будет достаточно 5—10 лет.

КОММЕНТАРИЙ

Геннадий ГРЕБНЕВ (он же Виктор ОРЛИ), художник, Марсель, Франция:

— Украинское искусство действительно является «белым пятном». Украинские художники не могут показать себя. В Украине все, что связано с искусством, находится в эмбриональном состоянии. С этого следовало начинать еще в 1991 году, когда речь шла о развитии государства. Ведь культура — это первооснова для любой страны, за счет которой и выживает нация. Украина еще не пришла к осознанию того, что искусство является общим интересом как государства, так и общества. Во Франции министерство культуры получило чуть ли не самые большие дотации. В высокоразвитой, экономически самодостаточной Франции бизнесом № 1 является туризм. А неотъемлемая составляющая туризма — культура. Существует невероятное количество музеев, салонов, фестивалей, выставок, биеннале. У художника нет проблем с самореализацией. Здесь национальная принадлежность художника не имеет значения. Для французов важна твоя мотивация как художника, насколько ты желаешь раскрыться, насколько интересно ты трактуешь свое искусство, как воплощаешь свои мысли, философию в полотнах, скульптуре или керамике. Украинское государство еще не осознало, что на культуре можно заработать колоссальные средства.

Я лично знаю, что такое возить свои работы в чемодане. Когда садишься в самолет во Франции, тебя никто не спрашивает, почему и зачем я везу свои работы. В Украине же довольно неприятно выглядят проверки, когда начинают сверять фотографии работы с самой работой, подписи, печати, уплаченные и неуплаченные пошлины, налоги... Это унизительно для художника. Когда наши ближайшие соседи россияне привозят в Марсель своих художников, эта новость обходит абсолютно все медиа. Звучит слово «Россия», но, к сожалению, не звучит слово «Украина»... А нация должна быть пронята духом потребности в искусстве, в собственной культуре, в том, чем можно гордиться.

Чтобы попасть в музей во Франции, я выстаиваю огромную очередь за билетом. Потом снова стою в очереди, чтобы зайти в музей. А когда открываю двери французских музеев, первое, что вижу, это маленькие дети, которые с разинутыми ртами слушают о Миро, Матиссе, Шагале, Пикассо. Они с самого детства воспитываются на искусстве. Это потребность, которой живут французы и которой, я убежден, должны жить украинцы.

Маша ТОМАК, «День», Оксана БАКАЛЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ