В рамках масштабного художественного проекта «Арт-Киев» этой весной в Украинском доме уже в третий раз проходит Большой скульптурный салон. Он собирает под одной крышей работы уже признанных мировых мастеров из частных и музейных коллекций, а также работы современных украинских художников.
— Несмотря на затруднительное положение в общественной, политической и экономической жизни страны, наша экспозиция соответствует заявленному масштабу. Правда, с небольшими неприятными нюансами, — уточнила директор Украинского дома Наталья Заболотная.
Этим неприятным нюансом стало отсутствие на открытии салона известного скульптора-монументалиста Зураба Церетели. По словам Натальи Заболотной, организаторам в результате длительных переговоров сначала удалось договориться с художником о его приезде в Киев. Однако из-за ухудшения состояния здоровья скульптор не смог представить украинской столице свои работы лично. Но пообещал, что уже в мае привезет в Киев выставку не только малых форм, но и своей всемирно известной монументальной скульптуры.
Отсутствие Зураба Церетели было незаметным на фоне настоящего архаического чуда. На первом этаже Украинского дома организаторы выставили степную монументальную скульптуру. Первобытные энергетические импульсы 40 «каменных баб», сконцентрированных в одном месте, ощутимы почти физически. По оценкам специалистов-искусствоведов, в Украинском доме сейчас представлена крупнейшая в истории Украины коллекция каменной древней скульптуры — 40 полуторатонных экспонатов из музеев Днепропетровска и Киева, в частности, Днепропетровского исторического музея имени Дмитрия Яворницкого, Национального музея истории Украины, научных фондов и Археологического музея Института архео-логии НАН Украины. Абсолютный хит собрания — Керносовский идол (найденый случайно в сентябре 1973 года в селе Керносовка; исследователи предполагают, что это — след первого исторического этноса на территории Украины — киммерийцев), датируемый 3 тысячелетием до н. э., не имеющий аналогов в мире.
— Экспозиция скифских «баб» далась нам очень непросто, — рассказывает Наталья Заболотная. — Мы монтировали ее почти сутки.
Директор Украинского дома рассказывает, что экспозиция стоила грандиозных усилий — и грузчикам, и монтажникам и самим организаторам. Еще бы — 40 полуторатонных скульптур!
Богатая экспозиция своими масштабами обязана демократичности и легкости на подъем руководства Днепропетровского исторического музея. Ведь именно оттуда прибыла значительная часть сверхценной экспозиции.
— Наш музей — один из старейших в Украине, — рассказывает директор Днепропетровского исторического музея Надежда Капустина. — В этом году нам исполняется 160 лет. Экспозиция каменной пластики начала собираться в наших хранилищах с 1849 года. Сегодня наша коллекция насчитывает почти 90 экспонатов монументальной пластики. Это крупнейшая коллекция в Украине и Европе. Она и по хронологическим рамкам довольно масштабна — от III тыс. до н. э. до XIII в. н. э. Интересно, что в этой коллекции представлены различные народы, так как территория современной Днепропетровщины была степным коридором, по которому постоянно передвигались люди. «Баба» — это производное от слова, означающего «предок». Среди них действительно есть и мужчины, и женщины. Шлем на голове скульптуры свидетельствует о том, что это мужчина, а более пышные формы и шляпка — о том, что перед вами женская фигура, — проводит ликбез для журналистов Надежда Капустина, обещая, что в течение этих дней в Украинском доме будет работать экскурсовод, рассказывающий посетителям о степной пластике. — Наш музей продолжает развиваться. На этой выставке мы также представляем макет лапидариума, который будет защищать скульптуры от грибков и вандализма. На его возведение понадобится 150 миллионов гривен. Часть предоставляет местный бюджет. Также мы рассчитываем на поддержку меценатства.
Древняя каменная скульптура всегда влияла на творчество скульпторов. Многие художники в течение столетий черпали в ней вдохновение и иногда сознательно, а иногда подсознательно цитировали искусство своих предков в собственных работах. Один из наиболее ярких примеров — известный украинский скульп-тор Александр Архипенко.
— Конечно, эта скульптура повлияла и на меня, — признается наш с вами современник, скульптор Василий Бык. — Это архаика, народный примитив. Он несет в себе очень обобщенную пластику, что в искусстве очень важно. Это вершина совершенства передачи образа зрителю. Она считывается с первого раза, и в ней звучит то архаическое, отзвук веков.
О влиянии древней пластики на скульпторов последующих поколений говорят и сами художники, и искусствоведы.
— Действительно, открытие этой древней пластики на уровне скульптурного сознания произошло, начиная с Архипенко, — говорит искусствовед Людмила Лисенко. — И мы с гордостью вспоминаем приезд в Украину Барлаха (немецкий скульптор и художник. — Ред.), что также очень повлияло на его творчество, вернуло его из средневековья к древнему примитиву. От этого салона я ожидаю влияния на всех, кто будет видеть древние скульптуры и соотносить их с работами современных художников. Возможно, отношение к уже стоящим на наших улицах скульптурам изменится. Они очень страдают от того, что их никто не хочет уважать. Никто не хочет понимать, что это — произведение искусства.
Пани Людмила утверждает, что очень осторожно нужно относиться так же и к памятникам советских времен. Ведь не все они были лишь инструментами пропаганды. Много среди них и произведений искусства.
— Есть памятники, не привязанные к определенной эпохе, потому что они ее превзошли, — считает она.
В связи с этим искусствовед приводит пример Литвы, где все памятники, уже утратившие свою ценность, деликатно собраны в специальном парке советской скульптуры.
Уже традиционно для «Арт-Киева» работы из собственной частной коллекции предоставил Игорь Воронов. Это шедевры мирового авангарда. В частности, работа «Фигура» швейцарского художника Альберто Джакометти (имя которого постоянно входит в пятерку наиболее дорогостоящих на мировых аукционах), три работы («Торс», «Торс рыцаря» и «Базовая конфигурация») Жана (Ганса) Арпа (французского скульптора немецкого происхождения, одного из основоположников дадаизма), а также семь работ продолжателя традиции монументальной фигуративной пластики англичанина Генри Мура.
Людмила Лисенко убеждена, что художественные события в Украинском доме необходимы не только зрителям. Не менее важны они и для скульпторов.
— Те новые площадки, которые получила современная скульптура, изменили даже отношение самих скульпторов к своему искусству. У них даже появилось желание делать новые проекты, выйти на уровень аукционных акций. Это вливает в них новые силы. С 1986 года продолжается традиция скульптурных салонов. Но если ранее их заказывало государство, то сегодня их инициаторами являются частные лица, в том числе коллекционеры. Сегодня скульптор работает в очень своеобразной связке — и с заказчиком, и с пространством. И это очень меняет скульптуру качественно. Она выходит из своих подпольных мастерских (которые, конечно, никто не отменяет, ведь лишь там может родиться живой плод искусства) и предлагает искусство уже, так сказать, в совершенно ином масштабе.
О вливании новых сил в скульптурную среду неоднократно говорили и сами художники. Отечественные коллекционеры заметили их, а современные украинские художники активизировались. Работы годами, а то и десятками лет покрывавшиеся пылью в мастерских, теперь украшают личное пространство небедных украинских ценителей искусства. Правда, и критики в адрес акций «Арт-Киева» хватает. В частности, организаторов часто обвиняют в чрезмерной стилистической пестроте и разрозненности представленных экспонатов. Впрочем, по мнению Михаила Каменского, генерального директора «Сотбис» в странах СНГ, на этот раз экспозиция дает уникальную возможность проследить влияние древних скульпторов на скульптурное изображение тела современными мастерами.
— Я поражен смелостью и масштабами увиденного мной сегодня, той масштабной и радикальной ретроспективой истории мировой скульптуры, — признался журналистам пан Михаил. — Я никогда не видел такого количества качественных разнополюсных скульптур, сконцентрированных в одном месте. Если, конечно, речь не идет о музеях. Существует большое множество салонов, ярмарок и выставок, но мне не известно, чтобы в Европе или на территории СНГ — это уже точно — удавалось сконцентрировать такое количество шедевров. Прежде всего, конечно, благодаря такому прекрасному представлению скифских «баб». Это уникальная возможность увидеть историю скульптуры, скульптурного изображения личности и тела, эволюцию понимания человека в мире и уникальная возможность выстроить скульптурный визуальный ряд — от каменной статуи до Пикассо. Это правильный и, наверное, единственно возможный подход для такого художественного события.
Организаторы Скульптурного салона надеются, что за 11 дней выставку смогут посетить десятки и даже сотни тысяч украинцев. Экспозиция будет работать ежедневно, без выходных и перерывов с 4 до 15 марта с 11.00 до 20.00. Входной билет будет стоить от 10 до 20 гривен.