Это уже моя вторая персональная фотовыставка в галерее «Ирена». Хочется начать с двух объяснений о форме и месте. Первое, когда меня жизнь с радостью забросила осваивать просторы Норвегии, то наибольшей проблемой, с которой пришлось столкнуться, был языковый барьер. И хотя, вроде не плохо был изучен до этого времени английский, но все же было большой иллюзией надеяться, что все сразу начнут с тобой разговаривать именно на этом языке. Конечно, они подскажут направление — налево или направо. Но дальше звучит постоянно родной, то есть, в контексте страны, норвежский язык. А он открывается неохотно. Так родилось желание у искусствоведа сменить слово на визуальный ряд. А точнее, найти интернациональный язык выражения себя, за который бы не было стыдно перед самим собой. Потому фотография оказалась моим наилучшим партнером.
Неслучайно выбрано и место экспонирования в галерее «Ирена», так как ее хозяйка, Ирина Осадчая, является хорошей и давней подругой и коллегой. И раньше было написано мной довольно много статей о выставках, которые она организовывала. Во вторых, не меняю место выставки из-за большого желания, чтобы друзья не забыли дорогу и чтобы начала утверждаться традиция, собираться здесь ради новых свиданий с красотой Норвегии.
Эта фотовыставка — следующий шаг по отношению к проекту прошлого года. Тогда хотелось передать яркие впечатления «первопроходца» по прекрасным, маленьким и затерянным в истории уголкам Норвегии. Действительно, мной владело волнующее ощущение, что, отразившись от магистральных туристических троп, я могу передать свое личное впечатление от красоты этой страны. Поэтому «Моя маленькая Норвегия» была своеобразной альтернативой привычной визуальной информации в туристических изданиях. Но так или иначе, предыдущая выставка больше напоминала вариант открыток, хотя совсем не коммерческих.
Сейчас есть желание, сформировавшееся в атмосфере углубления в историю и культуру этой страны, показать, или точнее, попробовать, открыть более тайный мир простой и гениальной красоты природы, что у норвежцев традиционно обозначает состояние Божьего присутствия. В контексте Норвегии открывается сущность того, что природа сыграла здесь в эмоциональном плане посредством драматизма настроения, роли искусства.
Знакомство с культурой страны происходит как своеобразное погружение в древние слои бытия, которые открываются постепенно и неохотно. Однако, в то же время, можно почувствовать здесь доминанту красоты естественной, в которой отсутствует измерение времени. Она не увядает, не гаснет, не теряет актуальности и является современной, именно во вневременном измерении.
«Кольцо Odina» — это вечный круг с бесконечностью символических нагрузок, а в то же время, это простота и выразительность знака, с которым однажды, в буквальном смысле, пришлось столкнуться. Потому что была и магическая форма в изгибе ствола обычной сосны. Так встретились символическое название и реальная форма, что послужило импульсом к этой выставке.
Идея выставки — это своеобразный взгляд через окно, где стекло заменяет чистое колебание воздуха, а рамой является скульптурные по сути, формы деревьев, кустов. Где особым содержанием столкновения простого счастья и бесконечного времени становятся фактуры камня, воды, земли, огня и дерева.
Здесь нет места для шока, стресса, потрясения. Здесь полностью растворяется личностное «я», но именно здесь рождается ощущение причастности и касания к вечным устоям мира. Здесь одиночное «я» сливается в гимне стоголосья природы, приобщаясь к грандиозному хору, который иногда поет величественное и колоссальное «Я».
Норвежская природа, без конкретного адреса населенного пункта, — это то место, где действительно хочется стать или хотя бы на минуту почувствовать себя философом. Здесь господствует ощущение сплошного растворения в пейзаже. Однако, чтобы это случилось, нужно время пребывания на этой земле значительно большее, нежели рамки самых комфортных туристических туров.
У меня этот отрезок времени уже состоялся. По крайней мере, мне так кажется. Поэтому есть большое желание взять вас за руку и ввести в мир покоя, согласия и гармонии; в мир, в котором замыкается «кольцо Оdina» и где бесконечность имеет свое начало и конец. А мы, как крохи в потоке вечности, можем себе хоть на мгновение позволить наблюдать за вечностью.