Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В лучах Чюрлениса

29 ноября, 2004 - 21:27
«ЖЕМАЙТИЙСКИЕ ЧАСОВЕНКИ» / М. К. ЧЮРЛЕНИС

Субботним вечером в Национальной филармонии — совсем рядом с революционным Майданом — Камерный оркестр святого Христофора мэрии Вильнюса играл музыку знаменитого литовского композитора и художника Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875—1911). Перед началом концерта в зал долетали «оранжевые» звуки улицы — автомобильные гудки и речевки. Поначалу казалось, что музыка может затеряться, да и публика порой начинала чувствовать себя заблудившейся в концертном зале посреди революции. Хотя вечер, организованный посольством Литовской Республики, был актуальным как никогда: накануне срочно прибывший в Киев президент Литвы Валдас Адамкус вместе с Александром Квасьневским, Хавьером Соланой и генсеком ОБСЕ Яном Кубишем до поздней ночи вел переговоры с украинским руководством… Политика дала повод задуматься о наследии Речи Посполитой — непростом братском диалоге Литвы, Польши и Украины, общих корнях и разных путях развития. Чюрленис, кстати, учился в Варшаве, а сегодня его картины и музыку ценят на просторах от Балтийского до Черного моря. Творчество этого удивительного человека для многих стало важной частичкой образа Литвы, даже в советские времена отличавшегося особой европейскостью.

«Есть много великих музыкантов, есть много гениальных живописцев. Есть музыканты, которые увлекались живописью, и художники, пробовавшие сочинять музыку. Но талант Чюрлениса объединил и образы, и звуки окружающего мира, — сказал, открывая вечер, Чрезвычайный и Полномочный Посол Литвы в Украине Викторас Баублис. — Самое главное: Чюрленис во всех своих произведениях оставлял простор для того, чтобы каждый из нас слышал другого, видел тепло Земли и тепло человеческих отношений, без которых не может существовать ни одно общество и ни одно государство». Дирижер оркестра святого Христофора Донатас Каткус назвал Чюрлениса «знаком национальной идентичности литовцев».

Финал квартета, которым литовские музыканты открыли концерт, пропал в Первую мировую, сам художник «сгорел» молодым, но его светоч вдохновил других. Например, композитора Бронюса Кутавичюса, превратившего камлание северных шаманов в удивительное концертное произведение. И Альгирдаса Мартинайтиса, написавшего полную иронии «Серенаду барышне Европе». Во время виртуозного исполнения камерного оркестра вильнюсской мэрии можно было порадоваться за Литву, в которой даже евроскепсис превращается в хулиганскую, но отличную музыку. Порадоваться за литовцев, которые за последние несколько лет выбрали президентом политика из диаспоры в США Валдаса Адамкуса, затем — считавшегося более пророссийским Роландаса Паксаса, пережили импичмент Паксасу, снова избрали Адамкуса и на фоне всех этих событий полгода назад все равно вступили в Европейский Союз... Пожалуй, им помогает и прозрачная свобода звездных картин и космической музыки Чюрлениса, и неподдельное уважение, которое в Литве испытывают к своим великим людям.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ