В Брюсселе финишировал V Велопробег Европартнерства, в котором участвовали 11 наших соотечественников. «День» уже писал о старте экологического велотура по дорогам Германии и Бельгии. Во время этого пробега путешественники должны были перенимать опыт добычи энергии из альтернативных источников. 26 парней и девушек (11 из которых — украинцы, а 15 — молодежь Федеративной Республики Германия) за две недели преодолели около тысячи километров, познакомились с культурой и энергосберегающим опытом Германии, Нидерландов и Бельгии.
«АТАКА ВЕТРЯКОВ»
Стартовал велопробег в Дрездене. Впрочем, украинская команда, добиравшаяся в Германию на рейсовом автобусе, еще при пересечении польско-германской границы начала знакомство с альтернативной энергетикой ФРГ. На каждом пятом-шестом километре пути группа видела новые современные ветрогенерирующие установки. Такие же — «красуются» на промо-роликах об Украине, подготовленных к Евро-2012.
Стоит подсчитать, что сегодня в Германии крутятся 21600 ветряков общей мощностью в 27200 мВт. Участники велопробега, уже побывавшие в Германии, шутя называют это «атакой ветряков». В Украине же мощность ВЭС составляет менее 50 мВт. Чтобы установить классическую ветровую установку в Германии, необходимо около миллиона евро, а приблизительно три таких ветряка обеспечивают электроэнергией до 2 000 человек! Владельцем установки может быть предприятие, общество или частное лицо. Независимо от формы собственности можно продавать «зеленую» энергию в общую сеть. Себестоимость 1 киловатта составляет 37 центов, а государство покупает его за 1 евро 20 центов. Это позволяет владельцу установки быстро выплатить кредит, на который он приобрел установку, и даже получать прибыль.
Например, в Украине тоже можно без проблем устанавливать на своей земле ветроустановки мощностью до 75 кВт и высотой до 30-ти метров для некоммерческого использования.
Наибольшая доля энергии, добываемой из альтернативных источников в Германии, приходится именно на ветер и солнце. Довольно распространены так называемые солнечные фермы, оборудованные установкой «фотовольтаик». Эта установка превращает энергию света в электрический ток. Главная проблема экономии тока — это потеря его при транспортировке, фотовольтаики же можно размещать на фасадах домов, крышах, других поверхностях, а это само собой снимает необходимость транспортировки энергии на значительные расстояния. Бум на фотовольтаики начался в 2004 году и продолжается до сих пор.
Впрочем, у всякой медали две стороны. «Темной» стороной альтернативной энергетики является небезопасность изготовления необходимых приборов и их дальнейшая утилизация. Неоднозначный и настораживающий моменты — это отказ пожарников тушить дома, на которых были расположены солнечные батареи. Это связано с высокой вероятностью короткого замыкания, из-за наличия в этих батареях химических элементов, противодействующих известным средствам пожаротушения.
БЛИЦ-ДУШ, ТАРА И ВЕЛОДВИЖЕНИЕ
Бережное отношение к природе в ФРГ воспитывали не только идеологически, но и экономически, — устанавливая высокие тарифы на водо- и энергоносители. В молодежных кемпингах, где останавливались участники велопробега на ночевку, всегда был душ, но любителей понежиться под теплой водой разочаровал лимит времени. Так, четыре минуты теплых водных процедур обошлись участнику в 1 евро (приблизительно 11 гривен). Впрочем, этого времени вполне достаточно, поскольку мировым экономным стандартом считается трехминутный душ.
Следует отметить, что государство создало все условия, чтобы граждане могли зарабатывать, заботясь об окружающей среде. Например, в каждом большом продуктовом магазине Германии работают автоматы принятия стеклянной и пластиковой тары. После автоматической проверки бутылок автомат выдает чек с указанной суммой скидки. За эти деньги покупатель гарантированно может рассчитаться в кассе супермаркета. Велосипедисты с удовольствием приобщились к процессу разумного использования мусора и каждый день сдавали по 40 — 45 пустых бутылок. В среднем чек скидки составлял до 10 Евро (111 грн.). Учитывая цены на продукты питания, которые даже ниже, чем в Украине, на заработанные на «мусоре» деньги можно было приобрести десерт на всю нашу команду из 26 человек.
Напомним, масштабное велодвижение зародилось в Нидерландах, через несколько лет опыт «разгрузки» общественного транспорта и автомобильных дорог переняли и другие страны ЕС. Сейчас на территории этих стран есть необходимая инфраструктура в виде велодорожек, стоянок, знаков, указателей, станций обслуживания. В Германии каждая десятая дорога обустроена для велодвижения. Во всех трех странах, которые проезжали велосипедисты, можно было увидеть «рекламный» велосипед, на нем написано, сколько человек тратит килокалорий, сколько бензина сэкономит или сколько сохранит деревьев, если проедет необходимое расстояние на велосипеде. Кстати, на велосипедах в странах ЕС можно увидеть все слои населения: профессиональные велосипедисты и начинающие, малышню и людей преклонного возраста, бедных и богатых, жителей городов и сел... А во время велопробега к участникам присоединилась даже депутат немецкого бундестага на своем велосипеде. Виола фон Крамон занималась украинско-немецким проектом. Депутат — спикер по вопросам внешних связей ЕС и неоднократно посещала Украину, поэтому хорошо ориентируется в политической ситуации в нашей стране.
— Я считаю, что в Украине есть очень хорошие предпосылки, а особенно технические, — сказала «Дню» госпожа КРАМОН. — Вместо строительства заводов по переработке угля можно строить ветряки, солнечные батареи, биотермические установки. Нужно создать благоприятную финансовую ситуацию, чтобы люди могли инвестировать в экологическую сферу, ведь благодаря этому можно не только помочь окружающей среде, но и заработать деньги. Вам стоит попытаться развить концепцию для перехода на альтернативные методы питания.