Это было легко, театрально и удивительно: дирижер стоял спиной к оркестру, играл на скрипке, а в паузах подавал вступления другим инструментам смычком. Кстати о смычке: скрипач так лихо бросал его на струны, с такой амплитудой движений, что он отскакивал и пружинил с невероятной скоростью. Зрители воспринимали подобные движения как музыкальную шутку, но по звучанию это было идеальным стаккато, что говорило об одном: смычок попадал ровно туда, куда следует. Голова отказывалась понимать, как можно свести воедино впечатление двух рецепторов, которые явно противоречат друг другу... Но это не был ни телемонтаж, ни игра под фонограмму. Во дворце «Украина» выступал венский Штраус-оркестр под руководством скрипача и дирижера Петера Гута. Неудивительно, что именно этот оркестр, основанный в 1978 году, муниципалитет Вены довольно часто отправляет играть на венских балах в разных уголках мира.
Слушая коллектив такого уровня, как Штраус-оркестр, радуешься тому, что Киев постепенно возвращает себе имя культурной столицы. Он становится таким, каким был в начале ХХ века. Тогда все знаменитые премьеры мира сразу же отказывались на его сценах, а афиши с именами величайших исполнителей пестрели на улицах города. Такую исполнительскую прозрачность фактуры как у венского Штраус-оркестра редко можно услышать. Чувствуется, что коллектив удивительно слажен, музыканты тонко чувствуют друг друга, а высшее мастерство позволяет претворить академическую манеру в театральное действо. Уже первый выход оркестра создает нестандартное впечатление: женский коллектив избегает в одежде черного цвета. Дамы с инструментами в руках одеты в вечерние платья красного, золотого, салатного цветов, нередко с блестящими нитями. Играют оркестранты с таким чувством, будто это для них удовольствие и не нужно прикладывать ни капли усилий. Дирижер чувствует себя раскованно — то подыгрывает на скрипке, то пританцовывает, то вообще позволяет себе удалиться на авансцену и заигрывать со зрителями. Такая манера дирижирования была свойственна временам Штрауса.
— Иоганн Штраус, его отец и братья — Джозеф и Эдуард — играли на скрипке, — рассказал П. Гут. — В их время в небольших ансамблях было обычным делом, когда первая скрипка ведет остальных музыкантов, дирижируя и одновременно играя свою партию. В ХХ веке эту традицию возродил концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковский в телевизионных новогодних концертах.
Кстати, Петер Гут блестяще знает русский язык (окончив Венскую музыкальную академию, он по обмену оказался в классе легендарного Давида Ойстраха, учился вместе с такими известными музыкантами, как Гидон Кремер, Владимир Спиваков и Михаил Майский, с которыми до сих пор дружит. Ныне совмещает работу в Штраус-оркестре и является главным приглашенным дирижером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. — Я. И.). Во время концерта маэстро Гут с юмором рассказывал публике какую-то интересную историю об исполняемом произведении или его авторе. Чувствовалось, что это не заученный текст, а импровизация на заданную тему.
В киевской программе были исполнены не только известные произведения Штрауса-сына, но также миниатюры Йозефа Ланнера — родоначальника венского вальса и Иоганна Штрауса-отца, который продолжил его линию. И один и другой в мелодическом богатстве явно проигрывают Штраусу-сыну. Поэтому Петер Гут включил произведения всех троих композиторов в один концерт, дабы зритель мог еще более оценить превосходство и талант Штрауса-младшего и вспомнить слова критиков, которые, впервые услышав его произведения, написали в венской газете: «Доброй ночи, Йозеф Ланнер, добрый вечер, Иоганн Штраус-отец, доброе утро, Иоганн Штрус-сын».