Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В тональности Шнитке

В российском посольстве прошел вечер, посвященный 70-летию со дня рождения легендарного композитора современности
23 ноября, 2004 - 21:25
«MOZ-ART» ДЛЯ ДВУХ СКРИПОК ИСПОЛНЯЮТ ЛАУРЕАТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНКУРСОВ СОФИЯ СУЛЬДИНА И ВИЛЕНА ЖОЛДАКОВА / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Музыкальные четверги уже стали хорошей традицией, когда раз в месяц посол РФ Виктор Черномырдин приглашает к себе в гости политическую, научную, творческую и деловую элиту, а также коллег-дипломатов, аккредитованных в Украине. Ныне интересную программу подготовила профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Людмила Цвирко, а исполнили произведения Альфреда Шнитке аспирантки этого ведущего творческого вуза нашей страны: пианистка Ольга Суворова, скрипачки София Сульдина, Вилена Жолдакова и виолончелистка Ольга Заяц. Прозвучали: «Соната в старинном стиле», «Соната для виолончели и фортепиано №1» и «Moz- art» для двух скрипок. Каждый из слушателей находит что-то свое в музыке А. Шнитке. Ведь его произведения очень созвучны с нашим временем, его ритмом. Еще при жизни композитора критики называли Альфреда Гарриевича «современным классиком, гением». За 54 года жизни он оставил нам, его современникам, большое творческое наследие — более 70-ти произведений: симфонии, камерные, вокальные и инструментальные сочинения, музыка для театра и кино.

— Я являюсь поклонником творчества А. Шнитке, — признался посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн. — Всегда с удовольствием хожу на концерты, где исполняются его произведения. Мне посчастливилось лично знать композитора — познакомились в Москве, в конце 70-х годов. Мы с моей супругой попали на прощальный концерт Пярта, который проходил в Большом зале Московской консерватории им. П. Чайковского (перед его отъездом из бывшего СССР). На том вечере выступали многие знаменитые музыканты, провожая своего друга и коллегу за рубеж. Кстати, там же выступала и супруга Шнитке Маргарита. Она исполнила знаменитый Фортепианный концерт Альфреда Шнитке. Это было потрясение!

Я всегда восхищался талантом композитора. Уважал его за мужество. Ведь в жизни Шнитке пришлось много страдать… Альфред никогда не скрывал, что имеет немецкие и еврейские корни, и гордился этим. Хотя в ту пору это скорее был минус для человека и пятно в биографии. В Германии Шнитке не только лечился, но и преподавал в Гамбургской консерватории. Писал музыку. Здесь он почувствовал себя по-настоящему свободным человеком и стал гражданином мира.

Мне кажется, что философский подход в шнитковской музыке идет от его немецких генов. Альфред — автор разных произведений. Критики не все принимали, называли его сложным композитором. Сегодня на концерте мне очень понравилось исполнение «Сонаты для виолончели и фортепиано №1». В ней, как мне кажется, был истинный Шнитке — наш современник и великий маэстро конца ХХ столетия. Спасибо музыкантам за блестящий вечер!

— С Альфредом Шнитке мы вместе учились в аспирантуре Московской консерватории, — рассказал композитор Мирослав Скорик. — Правда, он был на курс старше. Вместе сдавали экзамены. Шнитке показывал мне свои сочинения, а я свои. Никакой заносчивости, присущей гению, у Альфреда я не замечал — наоборот, он был очень скромным и спокойным человеком. Закончив учебу, мы старались не упускать друг друга из виду. Радовались успехам. Иногда в программах вечеров современной музыки звучали наши произведения, и мы встречались в зале уже как авторы и композиторы-коллеги.

Шнитке дружил со многими музыкантами. Одним из его любимых исполнителей был скрипач Олег Крыса. Он говорил, что Олег играет его Третий скрипичный концерт великолепно. Для многих выдающихся музыкантов Альфред специально писал произведения: Олегу Когану, Гидону Кремеру, Владимиру Крайневу, Юрию Башмету, Наталье Гутман и другим.

— Со Шнитке я познакомился в 80- е годы, — вспоминает композитор Евгений Станкович. — Одна моя знакомая москвичка была приглашена в гости к Альфреду Гарриевичу и предложила составить ей компанию. Я стал первым слушателем его «Реквиема», который композитор только сочинил. Буквально с первой минуты нашего знакомства я почувствовал, насколько он неординарный по масштабу таланта композитор. В его музыке вы найдете все звуки и полифонию мира. В своем творчестве Альфред Гарриевич поднимался до философских вершин. Это был профессионал высочайшего класса. Не могу сказать, что мы были большими друзьями, но симпатию к творчеству друг друга имели. Когда я бывал в Москве, то мы обязательно встречались, а потом несколько лет переписывались. Я благодарен Альфреду Гарриевичу за поддержку, профессиональные советы, которые он мне давал. Он всегда приходил на мои московские концерты. Очень внимательно относился к моей персоне и моему творчеству. Он мне очень нравился как музыкант.

В памяти осталась одна из наших встреч в Союзе композиторов СССР. Шнитке тогда перенес второй инсульт, плохо себя чувствовал, но все равно пришел на заседание. Меня поразило, что коллеги проходили мимо него, словно боялись, что опала композитора может и на них как-то повлиять. Я восхищался его мужеством. Альфред Гарриевич стойко переносил невзгоды и удары судьбы. Ему было дано видеть дальше его коротко зрящих оппонентов в искусстве. Время все расставило по местам. Шнитке стал композитором, чье творчество неотделимо от нашего времени. Он создал свой музыкальный мир, а его критики остались за бортом истории. Вот только очень жаль, что такой большой художник так рано ушел из жизни.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ