Как уже сообщал «День» (см. №№ 222, 223), в прошлый четверг в Институте журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко состоялся день «Дня», ставший продолжением давней традиции нашей газеты вести активный диалог со студентами многих украинских вузов. Встреча, как отметила в начале своего выступления главный редактор «Дня» Лариса Ившина, предназначалась для тех, «кто хочет сформировать свой вкус и стиль в журналистике». А воспитывать эти качества, как сказал во вступительном слове директор Института журналистики КНУ Владимир Ризун, нужно уже с «азов» — то есть с первого курса. И очень хорошо, когда для этого есть яркий пример, каковым Владимир Ризун и считает газету «День».
Большинство гостей на дне «Дня» в Институте журналистики назвали акцию знаковой, потому что она состоялась 1 декабря — в день годовщины Всеукраинского референдума о независимости. Первокурсники института показали себя на достойном уровне. Студенты отличились активностью, интересными вопросами (в традиционном конкурсе на лучший вопрос главному редактору «Дня» определили семь победителей!), знанием общей политико-экономической ситуации в стране, осведомленностью в различных сферах, в частности, и в деятельности нашей газеты — речь шла о книжных проектах «Дня», фотовыставке, резонансных материалах. Интересовались не только особенностями профессии, но и вопросами более глобальными. Самые интересные из них мы предлагаем вашему вниманию.
Елена ДУДКА, студентка I курса:
— Пани Лариса, как вы думаете, есть ли смысл Украине спешить в различные международные организации? Ведь есть много противников этого.
— На мой взгляд, все зависит от эффективности нынешней украинской власти. Европейские страны в буквальном смысле тянут нашу власть за уши: делают все возможное для того, чтобы мы двигались далее. Евросоюз для нас — действительно, отдаленная перспектива. Те, кто был в Британии, Германии или даже Польше, могут сравнить и сказать, готовы ли мы — по внутренним стандартам, по укладу, по эффективности судебной ветви власти — наладить такую, как у них, жизнь. Но если мы не будем ставить для себя целей, то все разговоры о том, что мы не должны быть в ЕС, просто используют как ширму для того, чтобы ничего не делать. Тот, кто ничего не делает, обязательно сползает в болото, даже если он декларирует противоположное. Поэтому я — за активные шаги Украины в достижении европейских стандартов.
— Мировая практика демонстрирует, что даже у финансово независимых изданий есть так называемая «политическая крыша». Есть ли она у газеты «День»?
— Я не руководствуюсь термином «политическая крыша» и лексикой, которая с этим выражением связана. Хотя считаю, что учитывая чрезвычайно драматические перемены, происходившие в Украине в течение последних десятилетий, этот слэнг имеет право на существование. Это объясняется общей криминализацией лексики. Но все это можно описывать другими терминами, говоря о том, является ли газета частной, есть ли у нее возможность осуществлять абсолютно независимую политику, каким образом происходит согласование интересов владельца и редактора. Нашу политику можно определить по газете. И это, очевидно, намного важнее, чем слово «крыша».
Леонид МЕЛЕЖИК, студент I курса:
— Не будет ли означать наше вступление в ЕС, что мы променяем конфликт «Украина— Россия» на конфликт «Украина— Старая Европа»?
— В книге о Джеймсе Мейсе, выпущенной нами, украинскому обществу поставлен очень серьезный диагноз: профессор говорил об Украине как о постгеноцидном обществе. И то, что осталось в Украине живого, нуждается в поддержке и определенных шагах — подпитке под жгучими геополитическими ветрами. Есть ли у нас время? Большую часть этого времени мы потратили очень нерационально. До 1999 года это можно было еще чем-то объяснять. А сейчас очень серьезные негативные процессы ослабили нас. Украина теряла время, когда возле нее находились лоббисты росийского истеблишмента, говорившие: в ВТО — вместе с Россией, в ЕС — вместе с Россией... Но это означало лишь одно: придержать Украину за локоть в прихожей, не дать вырваться вперед. Образ Леонида Кучмы на Западе очень серьезно затормозил эти процессы, имевшие шанс состояться еще в период его предыдущего президентства. Но так делается политика: иногда без нашего участия, потому что у нас очень слабый политический класс. Поэтому для того, чтобы говорить о Европе, нам нужно полностью достичь кондиции европейской страны: опять же с оформлением статуса или без него. И для нас это — момент спасения нашей нации и ее будущего. Европа не отрицает нашу идентичность. Наоборот. Сами украинцы на территории Украины очень часто напоминают подпольную организацию (речь идет, в частности, и об языковом аспекте). Внутренняя работа Украины должна быть направлена на стандарты Совета Европы. Со вступлением в Совет Европы десять лет тому назад Украина открыла уникальные условия для защиты людьми своих прав. Сейчас увеличивается количество украинцев, защищающих свои права в судах Европы. В том числе и наша газета, напомню, беспрецедентно выиграла дело в Евросуде.
Тамара ГУСЕЙНОВА, студентка I курса:
— Согласны ли вы с тем, что книгоиздательство в Украине нуждается в большой государственной поддержке? Ведь ваша газета показывает пример того, что книги можно издавать и без поддержки власти.
— Если страна возрождается — в определенном смысле — из руин, а у государства есть инструменты, то какую то часть работы оно должно взятьна себя. Потому что частный бизнес чаще заинтересован в том, чтобы сохранить свое добро, а не в том, чтобы просвещать народ. Заботиться о книгоиздательстве должно государство. В то же время это лишь часть вопроса. Оно должно создать условия для того, чтобы национальный бизнес был социально ответственным, чтобы меценаты поощрялись и тому подобное. Однако сегодня эти шаги малоощутимы.
Екатерина ЦИМБАЛЮК, студентка I курса:
— Сколько времени нужно Украине для того, чтобы стать настоящим свободным государством?
— Об одном таком шансе я уже говорила, он был в 1999 году. В 2002 году на парламентских выборах у Ющенко и его команды был шанс сформировать свой парламентский список не по принципам кумовства, а по принципам профессионализма. Они этот шанс не использовали. Сегодня все вопросы к власти и все скандалы внутри власти порождены абсолютной ее некомпетентностью. Это не проблемы злой воли или их нежелания работать эффективно. Это проблема того, что они многого не умеют. Звуковой шум, господствующий сейчас в обществе, не позволяет пробиться во власть людям, которые хоть как-то могут помочь своей стране. И количество времени, нужного для того, чтобы Украина стала на самом деле свободной, будет зависеть от избранного на будущее сценария. Парламентская республика в условиях такого хаоса ничего не решает. Она усугубляет ситуацию. И тут в очередной раз можно надеяться на чудо.
Елена КИРЬЯНОВА, студентка I курса:
— Вы считаете целесообразной интеграцию Украины в Европу. Не допускаете ли вы такой мысли, что отношение к Украине там будет таким же, как и в Российской империи — то есть как к окраине?
— Конечно, но каждый сам себе выбирает роль, которой определяет, как к нему следует относиться. В России в большинстве случаев действительно присутствует презрительное отношение к Украине. Но почему мы позволяем, чтобы к нам так относились? Если у нас есть внутренне конкурентные силы, которые могут себя показать, то Россия, как и любая другая страна, будет относиться к нам с уважением. Даже если не всегда это будет демонстрировать. РФ ищет добрых отношений с теми, кто что-то может. И, между прочим, фактор Майдана очень повлиял на Россию. Другое дело, что сейчас они не могут скрыть своего злорадства. Но разве нет для этого новых оснований? Все зависит от того, сможем ли мы внутри собственной страны быть достаточно эффективными.
Данила БИЛЫК, студент I курса:
— Я — родом из Донецка. Но мне кажется, что уровень национального сознания там (особенно в высших учебных заведениях) — не на очень высоком уровне. Как вы думаете, кто-то в этом виноват?
— Процессы, происходящие в обществе, состоят из многих секторов. Виновно отсутствие осмысленного запроса. Люди сами себе выбирают, что им читать, что им делать, о чем говорить, и из этого формируются общественные настроения. Государство в этом плане не применило государственнические инструменты. Все элементы десоветизации заключаются в образовании, в новых книгах, фильмах, которые должны поставлять центральная и местная власти. А государство, отдающее свое информационное пространство под патронат другого государства, автоматически отказывается от самостоятельной политики.
Вадим КРАМАР, студент I курса:
— Как вы думаете, не происходит ли сейчас своего рода «спекуляции Майданом»?
— Каждому событию — свое место. Понятно, что выход народа на Майдан станет частью истории. Но опять же в определенной исторической последовательности. Проявление этой народной энергии стало следствием абсолютно беспомощного конца правления Кучмы, который не смог нормально организовать выборы и передачу власти. Это — не конец света и не начало. Это большой фрагмент нового украинского политического процесса, обусловленный неудачей конца предыдущего правления. И тут народ вмешался. Он впервые дал оценку политическому классу. И эта оценка — двойка. Вы затронули очень важный вопрос. Сейчас, как и всегда, найдется много людей, готовых петь осанну всем новым правителям, независимо от того, хорошие они или плохие. Но журналисты должны к этому относиться спокойнее. Чувство меры, я считаю, — самая большая философская истина.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Анна ПОСОЛЬСКАЯ, студентка I курса:
— Понравилось все. Видите, у нас, студентов, даже вопросы совпадают или пересекаются. Сегодня у меня — богатый впечатлениями день. Приятно видеть, что есть такие люди, такое настроение, имеющее свойство передаваться другим. Я уверена, что настроение нашей собеседницы — Ларисы Алексеевны — передастся нам, и мы будем далее нести его с собой. Мы сделаем Украину такой, какой бы ее хотели видеть наши прадеды, наши деды и люди, делавшие что-то, но которые не смогли сделать до конца.
Елена КИРЬЯНОВА, студентка I курса:
— Впечатление — как от знакомства со старым знакомым. То есть пани Ларису мы хорошо знаем по ее детищу — газете «День». И сегодня было очень приятно познакомиться с главным редактором лично. Конечно, я и не предполагала, что встреча будет такой насыщенной и объемной. Пани Лариса дала нам ценные установки, как профессиональные, так и личные. И я думаю, мы в своем учении будем стремиться к тому уровню, на котором работает газета «День».
Данила БИЛЫК, студент I курса:
— Когда я приехал в Киев, то оказался в совсем новой среде. Я имею в виду не только территорию, но абсолютно новое информационное поле. Сегодняшняя встреча обогатила меня духовно. Именно этого я и ищу. Это еще один признак нового периода в моей жизни. Я пытаюсь искать для себя все новые и новые источники информации. Мы все люди, поэтому должны сравнивать. Для того, чтобы сформировать себя как личность, я пытаюсь больше читать. Не только литературу, но и различные периодические издания. «День» для меня является основным источником информации и аналитики. Я много нового узнал и понял для себя во время встречи.
Екатерина ЦИМБАЛЮК, студентка I курса:
— Газета «День» — одна из лучших в украинской прессе. Лично я ценю ее не только за качественное предоставление информации, но за очень интересные фотографии. А пришла я на сегодняшнюю встречу для того, чтобы познакомиться с главным редактором. Меня интересует мнение пани Ларисы относительно ситуации в стране, хотелось обсудить современные проблемы отечественной журналистики.
Дмитрий БОНДАРЧУК, студент I курса:
— Для меня очень важны такие встречи, ведь журналистика — моя будущая профессия. Узнать больше о журналистской «кухне» — цель, это именно то, для чего я тут сегодня. Ведь говорить о серьезных вещах с профессионалами очень важно для начинающего. Я хочу стать журналистом, чтобы демократия в Украине не осталась только мифом. Да, наверное, это пафос, но ведь сегодня, первого декабря, я понимаю, что моя цель — сделать так, чтобы усилия, которые уже были приложены нашим народом, не были напрасными.