Приезд в Киев шведской группы VACUUM («ВАКУУМ») — организаторы компания Euroshow и агентство «Импресарио» — вызвал повышенный интерес, если не сказать ажиотаж, среди отечественных любителей музыки.
Этому весьма поспособствовали не только блестящий репертуар исполнителей и активная рекламная кампания, но и то, что визит состоялся именно сейчас, когда VACUUM занимает лидирующее положение в самых рейтинговых европейских хит-парадах. Поэтому аншлаги, сопровождавшие два концерта VACUUM в Киеве, прошедшие во Дворце «Украина» и ночном клубе «Бинго», были предсказуемы. И хотя отсутствие создателя концепции и лидера группы Александра Барда, переключившегося только на продюсерскую деятельность, поначалу смутило пришедших на концерты, однако завораживающая энергетика исполнителей убедила всех, что перед нами звезды европейской величины. К тому же вряд ли кто-то ожидал, что холодная и отстраненная музыкальная стилистика группы будет сочетаться с такой эмоциональностью исполнения, на которую, надо заметить, отечественные меломаны вполне адекватно отреагировали, а значит, вкус у публики не испорчен российской попсой, и она способна воспринимать необычную и несвойственную украинским концертным залам новизну.
VACUUM был создан в 1996 году Александром Бардом, через два месяца после распада его скандального проекта ARMY OF LOVERS («Армия любовников»), слава которой пришлась на закат сексуальной революции (что поделаешь — СПИД) в Европе, с характерными для заката признаками агонии: патологической откровенностью, вызовом, эпатажем. При всех достоинствах, все это напоминало балаган во время чумы и следствия злоупотребления наркотиками, алкоголем, сексом. Одним словом — жизнью. Возможно, в этом и скрывалась причина колоссального успеха «Армии любовников».
В новом проекте Барда — VACUUM — отсутствуют надрыв и разнузданная веселость пьяной матросни. Вместо этого появились холодность, отчужденность и большее внимание непосредственно к музыке. Но нельзя сказать, что VACUUM — это нечто диаметрально противоположное «Армии любовников» — себя и себе изменить сложно. На мой взгляд, сменились только средства выражения, стилистика. Музыкальное оформление стало более жестким, но таким же выразительным, а картинка в видеоклипах осталась настолько же провокационной. Чего только стоят демонстративные проборы причесок Александра Барда и вокалиста Маттиаса Линдблома на левую сторону. Так было очень модно, если не изменяет память, в Германии, годах, кажется, в 30-х.
Смена формы и тематического кругозора (зацикленность на сексе сменилась увлечением физикой) нельзя назвать таким уж большим шагом вперед, но, что самое главное, вызывающую, на уровне маргиналий, сексуальность сменила эротичность. А это предполагает, по меньшей мере, глубину и большую серьезность.