В преддверии 500-летия со дня смерти официального первооткрывателя Америки Христофора Колумба группа ученых решила с помощью анализа ДНК разрешить давний спор между Италией и Испанией о происхождении мореплавателя. Однако это не первый раз, когда люди тревожат останки знаменитого путешественника. История его захоронения полна скандалов и тайн, сообщает Lenta.ru. Имеем ли мы право назвать Колумба первооткрывателем американского континента — вопрос, который остается открытым вот уже 500 лет. Еще до его путешествия в Европе были известны истории о трансатлантических плаваниях. Да и возможно ли «открыть» континент, который уже заселен, правда, людьми, не подозревающими о Европе? Бесспорным остается то, что именно путешествие Колумба открыло Америку для европейцев, поскольку совпало с массовым распространением печатной прессы в Старом Свете. Уже через двадцать лет после возвращения Христофора Колумба об американском континенте писали как о широко известном факте во всех уголках Европы. Упоминали, конечно, и имя первооткрывателя. Таким образом, Христофора Колумба можно назвать одной из первых «звезд» масс-медиа.
Бурная слава не оставила мореплавателя и после смерти. Даже к его останкам уже очень скоро перестали относиться как к обычному человеческому праху, которому положено покоиться с миром. Они превратились в нечто среднее между национальным достоянием и святыми мощами (кстати, уже в ХХ веке Колумб был канонизирован католической церковью).
Умер мореплаватель в испанском городе Вальядолид в 1506 году. Там поначалу его и похоронили как богобоязненного христианина, каким он и был всю свою жизнь, — ведь одним из важнейших мотивов его заокеанских путешествий было обращение тамошних язычников в праведную веру.
Впрочем, сам Колумб едва ли был бы доволен таким оборотом событий. Дело в том, что в завещании перед смертью он специально указал, что желал бы быть похороненным в Новом Свете, в той странной стране, которую поначалу он принял за землю обетованную — такими райскими пейзажами встретили его Карибские острова и такими ангельски наивными и добрыми показались ему с первого взгляда туземцы. Впоследствии с туземцами он развязал кровавую войну, а с райских островов на его кораблях попали в Европу страшные новые болезни. Тем не менее, то ли первое впечатление так и осталось с Колумбом на всю жизнь, то ли он хотел таким образом логически завершить свой жизненный путь, всецело связанный с новым континентом, — но именно там он пожелал оказаться после смерти. Его завещание не было исполнено, поскольку в испанской колонии в Новом Свете на тот момент не было церкви, достойной хранить тело национального героя Испании.
Однако и церковь в Вальядолиде через три года после смерти Колумба сочли недостойной. По воле сына Колумба, в то время управлявшего одной из областей Испании, тело его отца переместили в более подобающее место — в монастырь в Севилье. Однако и там путешественнику довелось покоиться недолго. Прошло 18 лет, и испанцы решили все-таки исполнить последнюю волю Христофора Колумба. Гроб с его телом отправился через океан по заветному маршруту. Последним пристанищем Колумба был назначен кафедральный собор в Санто- Доминго. Впоследствии этот город станет столицей Доминиканской республики.
На этом приключения великого мореплавателя не завершились. Перед тем как Испания потеряла права на Санто-Доминго, который должен был быть передан французам, испанское правительство в спешном порядке принялось вывозить из бывшей колонии все самое ценное на близлежащую Кубу, которая до 1898 года также принадлежала Испании. Нетрудно догадаться, что в числе ценностей были перевезены и останки Колумба. Когда и Куба была потеряна, злополучный гроб возвратили в Севилью и разместили в соборе рядом с захоронением сына Колумба, Фернандо. Это возращение можно было бы считать многозначительным финалом всей истории — колумбов «рай» так и не принял своего первооткрывателя… Однако в конце ХIХ века вокруг захоронения Колумба возникли новые тайны.
В 1877 году рабочие, проводившие укрепление фундамента кафедрального собора Санто-Доминго, нашли погребальную урну с надписью «Прославленный муж Кристобаль Колон», в котором находились 13 крупных и 28 мелких костных фрагментов. Обрадованные доминиканцы тут же провозгласили, что эти останки и являются подлинными, в то время как реликвия, которую испанцы в свое время увезли на Кубу, — всего лишь подделка, которую им подсунули в суете передачи власти.
Впрочем, монахи Севильи категорически не были согласны с таким развитием сюжета. Весь ХХ век как Испания, так и Доминиканская республика безапелляционно считали, что именно у них находится подлинный гроб.
В 2002 году учитель истории из Севильи Марсиаль Кастро и учитель биологии Серхио Альгаррада из Эстепы решили разгадать эту загадку. Они обратились к церковным и светским властям Испании и Доминиканской республики с просьбой взять образцы ДНК из обоих захоронений и сравнить их с образцом ДНК сына Колумба Фернандо.
Ответили ли власти двум учителям не известно, однако их идеей заинтересовались ученые из университета Гренады, которые все-таки добились разрешения на эксгумацию останков в кафедральном соборе Севильи. В 2004 году исследователи опубликовали предварительные результаты антропологической экспертизы. Выяснилось, что кости из севильского собора принадлежат кому-то не старше 45-ти лет, причем обладавщему не слишком атлетическим телосложением. Однако известно, что Колумб умер в возрасте между 55-ю и 60-ю годами и был необычайно большим и сильным человеком. Анализ ДНК пока не завершен, однако уже сейчас ученые с уверенностью заключают, что останки, которые на протяжении столетия считали телом Колумба, принадлежат кому-то другому. Таким образом, скорее всего Христофор Колумб действительно покоится в кафедральном соборе Доминиканской республики — там, куда судьба неоднократно возвращала его, и где ему все-таки суждено было остаться.