Венецианский фестиваль — в самом разгаре. Тысячи фанатов (не зрителей, именно фанатов) кино, сотни журналистов, десятки звезд каждое утро устремляются к комплексу зданий Казино на острове Лидо. Вся эта феерия экранных образов, шума, гама, музыки и фотовспышек прекращается лишь на несколько ночных часов.
По уже установившемуся обычаю у фестиваля вновь сменилось руководство (в третий раз за четыре года). Пока что очередная перетряска отозвалась лишь резким уменьшением числа туалетов, непростительными (при сверхплотном графике просмотров) 20 — 30-минутными задержками сеансов и усилением мер безопасности. Впрочем, досадные мелочи компенсируются тем, что на Лидо всегда было на высшем уровне, — подбором фильмов.
Первое, что бросается в глаза, — многочисленное и эффектное «американское вторжение». Фестиваль открылся помпезно разрекламированным «Терминалом» Стивена Спилберга с Томом Хенксом в главной роли. Не меньшее внимание было приковано и к другой внеконкурсной премьере — «Маньчжурскому кандидату» Джонатана Демма. Автор сенсационного «Молчания ягнят» на сей раз решил удивить зал политико-психологическим, точнее, психиатрическим триллером. Зомбированный кандидат в вице-президенты — для Голливуда это что-то новое; увы, только, решение темы вполне традиционное, с типично голливудским нагнетанием атмосферы и пафосом, а также спецэффектами, разумеется.
Если уж говорить о триллере и вообще о подобного рода активных жанрах, то здесь пока что нет равных «Человеку в огне» Тони Скотта, показанному, как и вышеназванные картины, вне конкурса. Скотт после успешной экранизации сценария Тарантино «Настоящая любовь» довольно долгое время молчал, пока, наконец, не выпустил воистину эпический боевик. В нем Дензел Вашингтон играет чувствительного охранника, спасающего жизнь своей подопечной, маленькой девочке. Лента несколько затянута, грешит обилием слезоточивых сцен, но в целом сделана очень крепко и жестко, местами даже страшно: столь виртуозно подавать насилие на экране умеют немногие.
У Спайка Ли в его новой работе «Она ненавидит меня» главный герой тоже афроамериканец, однако судьба его намного более приятная. Его вышибают с работы, лишают счета в банке, но зато по стечению обстоятельств он начинает выполнять функции оплодотворителя для целой армии лесбиянок. «Она ненавидит меня» — это впечатляющая смесь из антикорпоративной сатиры, лирической комедии, мелодрамы и любовной истории, спрыснутая ядреным юмором, на который горазд только Ли — вечный забияка Голливуда.
Однако настоящей внеконкурсной сенсацией стал фильм «В поисках Неверландии» Марка Фостера (программа «Полночь»). Фостер уже завоевал признание драмой «Бал монстров». «В поисках Неверландии» удивил и очаровал всех. Это — фильм о создателе «Питера Пена», английском писателе и драматурге Джеймсе Барри. Вне сомнений, следует признать, что это лучшее кинопроизведение, когда-либо касавшееся знаменитой сказки. В нем, похоже, почти нет изъянов. Хороша режиссура, прекрасные актерские работы — особенно Джонни Депп, нашедший для роли Барри свежие силы, сумевший предстать таким, каким его уже давно не видели. Главное же — «В поисках Неверландии» трогателен по-настоящему. На таком фильме, особенно в финале, не грех расплакаться и ребенку, и домохозяйке, и умудренному интеллектуалу. В эпоху, когда кино почти разучилось трогать зрителя, любого зрителя, это крайне ценное качество.
В основном конкурсе американские фильмы тоже есть. Однако в лидерах — и по зрительским предпочтениям, и по реакции прессы пока что находится «Море внутри» испанского режиссера Алехандро Аменабара. Аменабар уже снискал успех как режиссер более-менее коммерческого плана — с инфернальным триллером «Другие», представленном, кстати, также в Венеции в позапрошлом году. Новая картина показывает совершенно иного Аменабара, имеющего дерзость и талант говорить на самые острые и тяжелые темы: эвтаназия, самоубийство. В последнее время европейские режиссеры будто соревнуются в том, кто снимет более беспросветную картину. Излюбленной основой для сюжетов стала неизлечимая болезнь, которая тянется весь фильм и в конце концов убивает героя. Главный герой «Моря» — парализованный поэт (Хавьер Бардем), мечтающий добровольно уйти из жизни. Однако удивительное дело — смотреть эту картину легко. И не только потому, что Аменабар мастерски плетет сюжет, дает в необходимых местах эмоциональную и ритмическую разрядку, а где надо — сгущает атмосферу. Также очень точно подобраны актеры. «Море внутри» — это настоящее средоточие чудесных, несравнимых актерских работ. Про этот фильм стоит написать больше и отдельно; пока же он — явный фаворит гонки за «Золотым львом».
Конкуренцию ему не могут составить ни «5х2» — посредственный любовный кинороман Франсуа Озона, ни претенциозный китайский «Мир» (режиссер — Жиа Шангке), ни откровенно скучная «Ярмарка тщеславия» недавней венецианской лауреатки Миры Наир, тем более — провальный «Удаленный доступ» россиянки Светланы Проскуриной. В других конкурсах — «Горизонты» и «Неделя критики» — нет пока даже своих лидеров. В «Любовной песне для Длинного Бобби» американки Шайни Габел интересен Траволта, играющий опустившегося профессора, но — ничего более. В «Неделе критики» продемонстрировали великолепный фильм Дилана Кидда «Постскриптум» — но только во внеконкурсном спецпоказе.
Таково положение дел на данный момент. Впереди — еще несколько весьма насыщенных дней, которые могут все изменить. Впереди в конкурсе — премьеры скандалиста Тода Солонза, классиков Вима Вендерса и Майкла Ли. Венеция обожает преподносить сюрпризы.