Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Весенние игры в холодных стенах

В столице продолжается Второй фестиваль современного искусства «ГОГОЛЬFEST»
12 мая, 2008 - 20:07
ИСПОЛИНСКИЕ ШИНЕЛИ — ДЕТАЛЬ ЭКСПОЗИЦИИ / ШУТКА И ЛЕГКИЙ СТЕБ НАД НАЦИОНАЛЬНЫМИ СТЕРЕОТИПАМИ: «ЕСТЬ ЛИ В ТЕБЕ ГЕН ВЕЛИКОГО КОБЗАРЯ?» В «ЧЕТВЕРТОМ БЛОКЕ» (ХАРЬКОВ) НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ

«Гоголь фест» выделяется в первую очередь своей многожанровостью, — что позволяет пространство, где он проходит, — здание «Мистецького арсенала» на улице Ивана Мазепы. Как и в прошлом году, основной зал отведен под выставку; в конце этой анфилады отгорожены театральная и концертная площадки; в боковом зале — камерная сцена, а в подвале — еще одна выставка и рок- сцена. Соответственно, программа весьма насыщенная. Каждый день — мастер-классы участников, театральные спектакли или перформансы. Запланировано несколько киновечеров при посредничестве киевских «Открытой ночи» и «Молодости».

Выставка называется «Картель кураторов. Мистификация» и объединяет двенадцать отдельных мини-экспозиций, составленных более-менее известными галереями или кураторами. Что важно, представлены также и художники из регионов — например, интересна секция «Рожденные в Украине» Украинской ассоциации дизайнеров-графиков (Харьков). Собственно, это плакаты, посвященные тем, кого сейчас модно называть «Великими украинцами», — Анне Ахматовой и Казимиру Малевичу, Лесю Курбасу и Николаю Гоголю, Давиду Бурлюку и Александру Архипенко... Причем, в отличие от разжеванного и слишком облегченного телевизионного продукта, работам харьковчан присущи емкость, смысловая насыщенность, острота формы, с которыми они подают образы хрестоматийных знаменитостей. А лучший проект «Мистификации», поданый новой киевской галереей «Bottega» (куратор Марина Щербенко), называется «Сотворение мира» и включает в себя работы киевского живописца Матвея Вайсберга из цикла 1999 года «Семь дней». Большие иероглифические полотна навеяны мотивами Старого завета, хотя отображают даже не столько сотворение библейского космоса, сколько демиургию мира художника. Каждый из элементов этой поразительной Вселенной представлен определенным знаком и является частью более сложной и глубокой структуры, столь же самодостаточной, сколь и открытой для любых прочтений. А цветовое решение здесь также задают краски- первоэлементы — черная, синяя, золотая.

Из тех же, кто выставлен в подвале в рамках экспозиции «Underground», запоминается Роман Минин. Он пишет картины из жизни шахтеров в несколько плакатной манере, напоминающей монументальные росписи советских времен; но это не выглядит ни упражнениями в соц-артистской иронии, ни конъюнктурой — потому что в этих, пусть несколько наивных полотнах, чувствуется искренность автора, которая и необходима для создания по-настоящему социального искусства.

Что касается театральной составляющей, то она заметно превалирует в программе фестиваля. «Гоголь-фест» собственно и открывался перформансом студии «Дах», а центральным событием всей театрально- концертной части стал спектакль «Мокрая свадьба» российского инженерного театра «АХЕ» (Санкт-Петербург). Все сюжеты, устройства, декорации здесь создают два художника-инженера — Максим Исаев и Павел Семченко. В длинных алхимических халатах, в комичных очках и шапочках, они колдуют над очень прозаичными предметами и веществами самым неожиданным образом. Сухая листва, песок, земля, дерево, огонь, ацетон, вино, вода, тесто, верeвки, лопаты, метлы, мебель, ведра, причудливые конструкции наподобие гигантского куба, масса других деталей — все это становится микроэлементами для создания драмы, в центре которой вечная история, возникающая между мужчиной и женщиной. Этих героев играют прекрасные актеры — Алексей Меркушев и Илона Маркарова. Именно благодаря их работе во всей этой машинерии появляется смысловой стержень, вода и огонь становятся стихиями страсти. При том, что за все время действия не было сказано ни слова, авторам спектакля удалось сбалансировать сценические спецэффекты и сюжет, рассказать драматическую историю и в то же время поразить, ошеломить зрителя. Другим театрам, выступавшим в первую неделю «Гоголь-феста», такого единства формы и содержания достичь не удалось.

В целом, фестиваль будет продолжаться еще почти две недели. Среди событий, на которые несомненно стоит обратить внимание, — концерт московского ансамбля академического авангарда «OPUS POSTH» (15 мая) под управлением скрипачки Татьяны Гринденко («День» в свое время подавал интервью с этим интереснейшим музыкантом), концерт-лекция мужа Гринденко, известного русского композитора Владимира Мартынова (16 мая), концертная программа древних украинских напевов «Учта» (18 мая; подготовлена Львовским академическим театром имени Леся Курбаса), вечер отечественного рыцарского эпоса, который пройдет 20 мая под руководством Олега Скрипки и при участии Тараса Компаниченко, Тараса Чубая, ансамблей «Хорея Козацька» и «Зоряний корсар». Этническую линию продолжит 21 мая вечер фестиваля этнической музыки и лэнд-арта «Шешоры» при участии ансамбля аутентичного пения «Древо», этно-хаос- группы «ДахаБраха» (Киев) и хора «Анчисхати» (Тбилиси). Любителей джаза порадует выступление знаменитого петербургского трио Гайворонский- Кондаков-Волков (18 мая). Утонченный фортепианный репертуар составит концерт столичного пианиста Евгения Громова, посвященный 125-й годовщине со дня смерти Рихарда Вагнера и 125 й годовщинесо дня рождения Антона фон Веберна; в тот же день, 22 мая, при участии Громова состоится спектакль-перформанс на музыку Карлхайнца Штокгаузена. А из других сценических зрелищ интересными могут быть сюрреалистическая комедия «Ночная симфония», которую исполнит одесская комик- группа «Маски» (24 мая), и специфическая интерпретация гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в исполнении московской студии «Саунд-Драма» (13 мая). Можно надеяться, что все эти зрелища будут достаточно увлекательными, чтобы заставить зрителей забыть о почти могильном холоде, что царит внутри «Арсенала», принося ощутимый дискомфорт в том числе и исполнителям; но это вопрос, скорее, не к организаторам, а к тем, кто превратил сооружение «Украинского Лувра» в дешевую показуху.

Похоже, «Гоголь-фест» занял нишу ежегодного весеннего фестиваля, которая освободилась после коллапса театральных форумов «Мистецьке березілля» и «Київ травневий». Остается надеяться, что у игр в «Арсенале» будет лучшая судьба.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ