Кропивницкий — один из трех населенных пунктов в Украине, где в честь известного мецената Евгения Чикаленко названа улица, 91-я годовщина со дня смерти которого, напомним, исполнилась 20 июня. Однако формирование коллекции, связанной с выдающейся личностью, в областном краеведческом музее началось не так давно — в 2016 году, когда внук мецената, судьба которого связана и с Кропивницким, передал в Кировоградский областной краеведческий музей портрет своего деда и несколько документов из личного архива.
Об увековечении памяти Евгения Чикаленко мы поговорили с заведующей отделом истории областного краеведческого музея Валентиной ПАРХОМЧУК.
— Пани Валентина, расскажите о ценнейших экспонатах, каким образом они у вас оказались?
— В марте 2016 года внук Чикаленко Евгений Иванович подарил Кировоградскому краеведческому музею портрет своего деда кисти Федора Красицкого. Сегодня это постоянный экспонат, датированный началом ХХ века, который вошел в экспозицию в зале «От УНР до УССР».
Тогда на приглашение Владимира Панченко Евгений Иванович посетил наш город (об этом писали многие СМИ, и даже газеты с публикациями ныне хранятся в наших фондах). После этого события я лично ездила в Киев к Евгению Ивановичу, и он передал нам ряд документов: свидетельство о рождении матери Евгения Чикаленко, оригинал газеты «Рада» от 1908 года (сейчас ее копия экспонируется, но оригинал хранится в наших фондах), ценные фотографии его детей, друзей, родственников.
— А кто положил начало наполнению фондов?
— Литературовед Владимир Панченко, доктор филологических наук, один из первых исследователей жизни Чикаленко. Именно его исторические исследования в 90-х годах ХХ века способствовали возвращению имени Чикаленко в историю нашего края. В 2016 году Владимир Евгеньевич передал музею диск с записью публицистического фильма «Миссия Евгения Чикаленко», одним из авторов которого был он сам. Тогда же в научную библиотеку музея передали и эпистолярное наследие Чикаленко, опубликованное в издательстве «Темпора». Кстати, именно директор издательства Юлия Олийнык профинансировала реставрацию выше упомянутого портрета.
— Много ли среди документов, хранящихся в музее, свидетельствующих о причастности Чикаленко к нашему городу, бывшему Елисаветграду?
— Да, это в частности свидетельство об обучении в Елисаветградском земском реальном училище, в котором он получал образование с 1875 по 1881 годы. Согласно этому свидетельству, оригинал которого имеется в фонде музея, Евгений «во время пребывания своего в заведении вел себя отлично», хотя особыми успехами в учебе не отличался.
Кроме того, в своих воспоминаниях Чикаленко особенно тепло вспоминал семью Тобилевичей, у которых жил на квартире, об этом мы также бегло вспоминаем, когда ведем экскурсию.
— Есть в фондах музея личные вещи Чикаленко?
— Нет, других вещей нет. Есть сканированные копии семейных документов. В семье внука сохранилось не так много личных вещей Евгения Харламовича. То, что осталось в семье Чикаленко, — рушники, печатная машинка, — стало экспонатами других музейных учреждений. Например, машинка перешла в музей истории Украины, а рушники Е. И. Чикаленко передал, кажется, в литературный музей.
— Нет ли в планах музея создания отдельной экспозиции, связанной с Чикаленко?
— Отдельную выставку, посвященную юбилею, мы планируем на следующий год. Эту выставку будем проводить в рамках празднования Украинской революции 1917—1921 годов. Сейчас о Чикаленко вспоминаем во время сборных выставок, акцентируем внимание в части, посвященной периоду революции. Рассказываем о его связи с Карпенко-Карым, когда касаемся темы деятельности общественных деятелей Елисаветграда конца XIX века...