Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Водные виражи

Впервые Украина провела один из этапов чемпионата мира «Формула-1»
1 августа, 2011 - 20:38
БЛАГОДАРЯ СПЕЦИАЛЬНОМУ ДИЗАЙНУ КАТЕРА ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ ЕГО ДНОМ И ВОДОЙ ОБРАЗУЕТСЯ ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ВОДНАЯ ПОДУШКА. ПОЭТОМУ СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО БОЛИД ЛЕТИТ НАД ВОДОЙ СО СКОРОСТЬЮ 200 км В ЧАС. И ТОЛЬКО ЕГО ЗАДНЯЯ ЧАСТЬ НЕМНОГО КАСАЛАСЬ ВОДЫ / ФОТО ОЛЕГА ТЕРЕЩЕНКО
ПОБЕДИТЕЛЬ МИРОВОГО ВОДНОГО ПЕРВЕНСТВА НА УКРАИНСКОМ ЭТАПЕ АХМЕД АЛЬ-ХАМЕЛИ ИЗ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Рев двигателей, несколько секунд напряжения — и сигнал «марш!». В один момент с пирса киевской набережной срываются 16 водных болидов. За четыре секунды спортивные лодки, похожие на катамараны, разгоняются до 100 км/ч (!), оставляя за собой шлейф из миллиона мелких капель речной воды. Так в Вышгороде (на Киевском море) 29 июля начался один из этапов чемпионата мира среди моторных лодок «Формула-1» на воде. За три дня соревнований состоялись тестовые и квалификационные заезды участников, после этого — гран-при Украины, а в последний день спортсмены посоревновались за Кубок Президента Украины. Кстати, это впервые за годы независимости наша страна принимала один из этапов водного чемпионата мира.

Напомним, «отцами» водной «Формулы-1» называют Дитера Шульца и Анджело Молинари. Именно они в 1962 году построили спортивные катамараны. Но первая официальная гонка состоялась в 1981 году в Монте-Карло. Сегодня в соревнованиях принимают участие катера с объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров и с объемом от 3600 до 4500 кубических сантиметров. К управлению водными болидами допускаются только пилоты высшего класса, имеющие лицензию Международной федерации водно-моторного спорта.

За всю историю водной «Формулы-1» право проводить ее получило немного стран, в частности, Китай, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар, Португалия, Россия и другие. Теперь к ним присоединилась и Украина. Правда, среди восьми команд-участниц, представлявших Италию (две команды), США, Катар, Китай, Швецию, Объединенные Арабские Эмираты, Португалию, украинской сборной не было. Ведь водные гонки — спорт для богатых людей (строительство одного такого болида, а их должно быть не меньше двух у одной команды, может обойтись и в 100 миллионов долл.)! Прибавьте к этому стоимость обслуживания, транспортировки и другие расходы по содержанию супер-катера и его команды.

Однако, с точки зрения главы Киевской областной государственной администрации Анатолия Присяжнюка, даже без собственной команды Украина выиграла от проведения этого чемпионата. Главный выигрыш — повышение инвестиционного имиджа нашей страны и приток инвестиций в Киевский регион. «Только за первый день соревнований, когда параллельно проходил еще и инвестиционный форум Киевщины, — говорит Присяжнюк, — удалось подписать инвестиционные соглашения о сотрудничестве почти на полмиллиарда долларов».

Перед стартом водного шоу Киевская областная государственная администрация устроила небольшой концерт. В течение 15 минут гостей и участников «Формулы-1» приветствовали: знаменитая певица Нина Матвиенко и ансамбль им. Павла Вирского. А вот запланированный на субботний вечер праздничный концерт и парад фейерверков отменили, поскольку в Украине объявили день траура из-за аварий на двух шахтах — в Луганской и Донецкой областях.

И вот начались гонки. Зрелище действительно захватывающее. Благодаря специальному дизайну спортивного катера (во время движения между его дном и водой образовывалась так называемая водяная подушка) при наблюдении за гонками казалось, что болиды летят над водой. И только задняя часть катеров немного касалась водяного пути. Эффект водного полета усиливался и огромной скоростью болидов. Представьте: за четыре секунды катер набирает скорость 100, а в процессе гонки — 200 — 240 км/ч! И это невзирая на его значительные размеры: вес — 390 кг, длина — 6 м, ширина — 2 м. В качестве горючего для болидов используют специальный авиационный бензин. За один час гонки двигатель сжигает около 120 — 150 литров такого топлива. Большая скорость, говорят участники гонки, достигается благодаря сверхсовременным технологиям. В частности, использование углеводородного волокна и кевлара, применяемых при изготовлении космических кораблей и бронежилетов, делает корпус катера очень прочным и легким.

Чтобы управлять таким суперкатером, спортсмен должен иметь хорошую физическую подготовку, быструю реакцию и быть настоящим виртуозом. У катеров, в отличие от автомобилей, тормозов нет, а выполнять водные повороты приходится на скорости 150 — 160 км/ч. Параллельно нужно следить, чтобы не столкнуться с другими участниками соревнования. Поэтому часто спортсменов водных гонок сравнивают с пилотами боевых самолетов. Те и те подвергаются значительным физическим перегрузкам под действием большой скорости. Так, при резком увеличении скорости пилот болида чувствует перегрузку, равную перегрузке пилота самолета, выполняющего отдельные фигуры высшего пилотажа. На поворотах пилоты катеров двигаются с ускорением 8 g, то есть масса их тела увеличивается в восемь раз. Поэтому за 50 минут водных соревнований спортсмен может потерять до 5 кг веса, а частота его пульса возрастает до 200 ударов в минуту.

Посмотреть на водные виражи, по оценкам организаторов, должно было прийти около 50 — 80 тысяч зрителей. Вдоль водохранилища для них разместили трибуны. Но пронаблюдать за «Формулой-1» с трибун имели возможность только 30 тысяч зрителей и еще около 600 именитых гостей в VIP-ложах. Остальные болельщики смотрели водные соревнования стоя, разместившись вдоль всей набережной. Вообще же, по подсчетам организаторов, водные гонки в Украине благодаря прямой трансляции увидели в ста странах мира почти 300 миллионов человек.

Однако самую выгодную позицию имели все же украинские болельщики. «Я пришел сегодня, чтобы собственными глазами увидеть легенду водных гонок американца Скотта Гилмана, которого еще называют «водным Шумахером», — рассказывает «Дню» киевский болельщик Сергей Дарчук. — Из-за проблем со здоровьем несколько лет назад Гилман был вынужден оставить спорт и перейти на должность менеджера команды Объединенных Арабских Эмиратов. Но на последнем этапе соревнования в Казани Скотт решил сесть за руль болида». Поэтому, говорит Сергей, не исключено, что водная легенда повторит свой поступок в Украине.

Среди VIP-гостей на соревновании побывали: глава Киевской городской государственной администрации Александр Попов, президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски, директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек, министр обороны Украины Михаил Ежель и другие. «Поскольку не было украинской команды, то не за кого было и болеть», — сказал «Дню» М. Ежель. В отличие от него, главный вдохновитель спортивного действа в Украине киевский губернатор Анатолий Присяжнюк болел за чемпиона мира 2010 года из команды Италии — Сами Селио.

Первое же место в мировом водном первенстве на украинском этапе занял пилот из ОАЭ Ахмед Аль-Хамели. Второе — лидер общей гонки нынешнего чемпионата, экс-чемпион мира 2009 года американец Джей Прайс, выступающий за команду Катара. И третье — Сами Селио. После завершения гонок «День» поинтересовался у Селио, как ему «гонялось» по Днепру. «Очень хорошо, надеюсь вернуться сюда еще», — сказал он.

На то, что мечта нынешнего чемпиона будет исполняться как минимум пять лет, надеется и глава Киевской областной государственной администрации Анатолий Присяжнюк. Правда, своего слова еще не сказали международные соорганизаторы действа. Но президент Международной федерации водно-моторного спорта Рафаэль Кьюли, дающий «зеленый свет» на проведение в той или иной стране любого водного соревнования мирового уровня, после завершения состязаний намекнул: «Украина имеет очень высокие шансы». Ведь, по его словам, нынешнее соревнование организовали и провели на очень высоком уровне.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ