Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Восемьдесят первый кадр Рязанова

Вчера человек, который помогал и помогает нам смотреть на жизнь с улыбкой, отметил день рождения
19 ноября, 2008 - 00:00

И хотя дата не круглая (80-летний юбилей Эльдар Александрович отметил в прошлом году), но забыть и не поздравить мастера кино невозможно, т.к. несколько поколений зрителей выросли на рязановских картинах. Критики называют ленты мастера «классикой советского кино», а реплики главных героев из его фильмов цитирует и стар и млад. По лентам Эльдара Рязанова можно составить портрет целой эпохи: заглянуть в прошлое и будущее. Уже 33 года мы не представляем себе новогоднего телеэкрана без его «Иронии судьбы, или С легким паром». И пусть знаем на зубок каждую сцену, но, увидев в программе эту ленту, обязательно садимся у телеэрана, чтобы еще раз посмотреть эту добрую сказку для взрослых.

Мало кто знает, что любимым героем для Эльдара Александровича является полководец Суворов, и кинорежиссеру не раз пригодилась суворовская «наука побеждать». Кинодебютом Рязанова является не «Карнавальная ночь», а фильм-концерт «Весенние голоса». Именно после этой премьеры директор «Мосфильма» Иван Пырьев буквально навязал молодому режиссеру постановку для большого экрана «Карнавальной ночи». И артистку в главные героини тоже навязал. Людмила Гурченко получила от ленты не только славу, но и главную песню своей жизни, которая звучит не пять минут, а три минуты и сорок секунд. Но когда фильм любишь до кадра, то многого не замечаешь. О своих «киноляпах» режиссер сам признавался. Например, в «Иронии судьбы»: «В самых первых титрах в слове «приключается» в новогоднюю ночь выпала буква, и получилось слово «прилючается». Этого никто не заметил», — рассказал РИА Новостям Рязанов.

Кстати, студентом ВГИКа Эльдар стал волею случая. После школы он подал заявление в Одесскую мореходку, но шла Вторая мировая война, и ответа он не дождался. «Я приехал во ВГИК, посмотрел, что для поступления на сценарный факультет нужно уметь писать, для операторского факультета нужно уметь фотографировать, для художественного факультета нужно уметь рисовать, для актерского нужно было участвовать в художественной самодеятельности. Я ничего этого не умел. Единственный факультет, где вроде бы ничего не надо было, это был режиссерский факультет. Я решил, что это факультет для меня. Меня приняли, к моему изумлению», — вспоминал Эльдар Александрович.

Его дипломной работой стала документальная лента «Они учатся в Москве», и последующие пять лет он проработал в студии документальных и хроникальных фильмов. Снимал на Сахалине, Камчатке, на Курильских и Командорских островах. Рязанов признается, что свои фильмы смотрит очень редко, так как некогда. Да и зачем, если знаешь, чем кончится?

Актер Олег Басилашвили замечает: «Иногда маэстро бывает недовольным, потому что излишне требователен к себе, а значит, и к другим. Еще он категорически не умеет врать и совершенно не выносит невежества. Рязановские комедии всегда немного грустные, наполненные стихами и мелодиями. Почти под каждым творением автор оставляет озорной автограф — маленькую роль»...

Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал «путевку в жизнь» многим молодым актерам, по-новому открыл актёров известных. С ним любят работать кинематографисты и его обожают зрители. Он состоялся как писатель и как драматург. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама». Им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы «Восемь девок, один я», «Белоснежка и семь гномов», «Разговоры на свежем воздухе», «Парижские тайны Эльдара Рязанова», «Поговорим о странностях любви» (цикл передач о выдающихся людях).

— Вот я стал старше. Стал ли я умнее? Вряд ли, не думаю. Скорее, наверное, глупее стал. Стал ли здоровее? Не думаю», — сказал режиссер в интервью vesti.ru. — Для меня именины — день как день. Обычный. Работы много...

Самого себя, неугомонного трудоголика, Рязанов в стихах рисует так: «Эльдар Александрович из толстяков, / Что рвутся худеть, но напрасно. / И если работа удел дураков, / Рязанов — дурак первоклассный».

Как рассказывают близкие люди, Эльдар Александрович день начинает с экстрима — обливания двумя ведрами ледяной воды и физзарядки. Мастер полон идей, и мы, многочисленные поклонники его творчества, желаем, чтобы все задуманное Рязанов воплотил в жизнь.

Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ