Лучшим фильмом Европы прошлого года был признан «Гудбай, Ленин!», на одежде украинской молодежи все чаще появляются циничные надписи «СССР», а каждый второй украинец уверен, что батон стоит полтора рубля: потому что название национальной валюты в нашей стране все никак не запомнят. СССР живой?! Возможно. Во всяком случае Андреевский спуск в последнее время подмачивает свою колоритно-национальную репутацию и активно предлагает приобрести культурные остатки утраченной эпохи.
Когда-то подобный раритет в Киеве активно поставляли на Сенной рынок, а теперь там — только секонд-хэнды и дешевые вещи для дома. Похоже, таким образом барахло на Сенном стало массово востребованным на Андреевском. И этому культтовару там отдана немалая часть улицы — площадь перед Андреевской церковью, а также нечастые одиночные продавцы аж до конца спуска и выхода его на Контрактовую площадь. Грустно. Потому что если товар существует, значит он кому-то таки нужен. Но ведь не на Андреевском и на территории его мощной истории! Что ни говорите, а историческое досье спуска поражает своей легендарностью и богатством на события. Более того, история Андреевского спуска не может ограничиваться историей только самой улицы: фактически каждый его дом имеет собственную биографию.
Как известно, во времена Киевской Руси Андреевский спуск был кратчайшим путем от Верхнего, или Старого Киева, до Подола. Позже, в эпоху Средневековья, была проложена остальная часть современного спуска, который тогда тянулся до замка на горе Киселевка. Еще в 1713 году по приказу тогдашнего губернатора Киева проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен и вымощен мостовой. Так спуск стал пригоден не только для пользования пеших и всадников — по новой дороге начали ездить запряженные лошадьми или волами повозки. Название этой дороги как Андреевский спуск стало общеупотребительным только в конце 50-х годов XVIII века — после того как в 1744 году императрица Елизавета Петровна приказала спроектировать Андреевскую церковь, а в 1753-м ее строительство было завершено под руководством талантливого Растрелли. В конце концов, эта церковь, по-видимому, и считается наиболее значимой исторической достопримечательностью Андреевского спуска. Сама церковь расположена на пригорке и имеет собственную легенду. Говорят, когда-то на этом месте было море. Сам Андрей Первозванный поставил здесь крест, пророча большое будущее Киеву, поэтому море отступило, а часть воды спряталась под Андреевской горой. И когда здесь строили церковь, то под фундаментом открылся источник. Именно поэтому в Андреевской церкви нет колокольни, ибо после первого удара колоколов вода должна проснуться и затопить весь Киев.
Кстати, что касается названия. Уже во времена советской власти спуск был переименован в улицу Г.В. Ливера. И только в 1944 году было принято решение о возвращении улице исторического названия. Сама же советская власть имела известную привычку: менять устоявшиеся украинские традиции и устраивать новый лад. Не обошла такая судьба и спуск. С приходом советской власти в Киеве была запрещена свободная продажа предметов ручной работы с изображением национальной украинской символики или в контексте народных традиций как таковых. И в первую очередь, конечно, запрет коснулся Андреевского спуска: состоялись конфискации изделий, массовое уничтожение произведений искусства, закрытие галерей и выставочных залов, а также аресты «сознательных граждан». Возобновить свое активное функционирование спуск смог только в период «оттепели», а во второй раз — в момент обретения Украиной независимости. Наше государство возвращало утраченные традиции, а у Андреевского спуска открылось новое дыхание. Вопрос в том — надолго ли?
Новая эпоха на территории независимой страны для Андреевского спуска, казалось, означала единственное: возвращение прежней славы настоящего художественного центра столице. Свое давнее и затерянное прошлое украинцы должны были искать там. В конце концов, несколько лет так и было. Туристы изучали Украину с помощью только одной прогулки по спуску, а разумные люди осмелились называть улицу на Подоле киевским Монмартром. Все как один заговорили, что под открытым небом царит свободный украинский дух и атмосфера города конца XIX века. Будто здесь всегда можно увидеть — даже в сильнейший ливень или лютый мороз — хотя бы нескольких свободных художников, потому что только Андреевский спуск так насыщен художественными галереями, легендарными памятниками и сознательными людьми. Ладно. Есть и было. Но, простите, есть не так, как было.
Новое тысячелетие принесло для спуска реинкарнацию старой национальной идеи — а у нее, похоже, уже другое лицо. И, по-видимому, идейным на спуске часто становится не то, что национально, а то, что модно. Потому что на спуск можно идти за раритетом — за тем самым, советским, который когда-то и сам спуск превращал в неизвестно что. Потому что теперь, оказывается, покупать «матрешки» с изображением старых советских вождей намного смешнее, чем удивляться современным изделиям в стиле Катерины Билокур.
Что ж, кто пришел на спуск не за вышиванкой — пойдет в футболке с изображением Ленина, который прагматически указывает средним пальцем на светлое будущее. В принципе, заплатив 50—60 гривен за футболку, от Ленина можно отказаться и избрать другие вариации советской тематики: Сталин, Родина- мать, Гагарин, серп и молот, кагебисты и остальные сюжеты «из жизни выдающихся людей». А желающих достаточно — деньги небольшие, однако счастье безграничное. Более того, за такую же цену можно каждое утро подниматься под жизнерадостный репертуар купленных на спуске сборников «Пионерские песни», «Марши СС», «Полковые марши» или «Марши Третьего рейха» — получить подобное не составляет трудностей. Там же, на Андреевском, можно нарядиться едва ли не самим Жуковым. Во- первых, такое количество советских орденов вряд ли найдешь в антикварных магазинах не только Киева. Во-вторых, ходить в шапке чекиста, танкиста или летчика-истребителя, считается, станет модным уже в ближайшем будущем. И если об СССР кто-то скорбит больше, чем о собственной бабушке, то цепляйте портреты Ленина на стену, кладите каталог «Награды Великой Отечественной войны» вместо настольной книги, бронзовые статуэтки вождей — вместо любимой вазы, а граммофон — на место музыкального центра, предусмотрительно занесенного в ломбард. И как вам нравится это ретро, господа? Или теперь нас лучше называть «товарищами-трудящимися»? Интересно только, зачем трудимся…